Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста
Занятия с детьми
Автор: Новикова Светлана Александровна   
24.09.2021 11:30

Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возрастаОсобенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста

Новикова Светлана Александровна Воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ Школа №1387 ДГ Ландыш г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Материалы данной статьи могут быть полезны психологам, педагогам дошкольного образования, родителям

Ключевые слова: дошкольный возраст, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, гендерные различия.

Игра как ведущая деятельность

Дошкольное детство-большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

 

Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это-деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ-мамы, доктора, водителя и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Ребенок и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. [4. стр. 271-272]

Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неформальные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. [2. стр. 204-205. ]

Игра и развитие мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.

С игровой деятельностью связано формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста. Во время игры у ребенка формируется соподчинение мотивов – подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким, а кроме того, происходит формирование мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязанностей (Д. Ю. Эльконин, 1960).

По ходу игры у ребенка возникает множество мимолетных желаний, но ребенок вынужден отказываться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. Игра выступает как деятельность, внутри которой не только осуществляется соподчинение мотивов, но и происходит их насыщение новым социальным, специфически человеческим содержанием. А.Н. Леонтьев полагает, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе.

В коллективной ролевой игре происходит усвоение социальных норм, формирование моральных суждений и сотрудничества, что способствует формированию у ребенка просоциальных мотивов, таких как альтруизм и взаимопомощь. [3. стр. 220-222]

Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек

Игра является любимым видом деятельности дошкольников. Именно в игровой деятельности гендерные различия дошкольников проявляются наиболее ярко. Различия в содержании и характере игр детей разного пола существенны. Ж.-Ж. Руссо отмечал: «Мальчики любят бегать и шуметь, им нравятся барабаны, кубарь, тележки; девочки предпочитают то, что бросается в глаза и служит украшению: зеркала, дорогие украшения, лоскутки, но милее всего им куклы».

Е.А. Флерина отмечала влияние идеологии семьи на отношение детей к игрушкам. Так, в буржуазной семье не поощрялись игры мальчиков с куклой. Д.В. Менжерицкая различия в выборе ролей мальчиками и девочками объясняла отражением детьми в игре своих социальных интересов, подчеркивая, что девочки не уступают в играх мальчикам в изобретательности, выдумке.

Анализ современных зарубежных и отечественных исследований позволяет выделить особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Гендерные предпочтения в выборе игрушек проявляются очень рано. Уже в возрасте полутора-двух лет в ситуации свободного выбора игрушек дети предпочитают игрушки, типичные для своего пола. Мальчики предпочитают машины, оружие, конструкторы, девочек больше всего привлекают куклы, игрушечная посуда. Интерес детей к типичным для пола игрушкам сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.

В настоящее время наблюдаются некоторые изменения традиционного перечня игрушек для мальчиков и девочек, обусловленные особенностями современной жизни, влиянием средств массовой информации.

Исследование В.А. Деркунской, Н.А. Харчевниковой показало, что девочки в домашней обстановке охотно играют с машинками. Возможно, это отражение жизненной ситуации, когда все больше женщин садятся за руль автомобиля.

Различия в сюжетно-ролевых играх мальчиков и девочек проявляются в тематике игр, предпочитаемых игровых сюжетах, выбираемых ролях.

Мальчики-дошкольники наибольший интерес проявляют к играм, отражающим мужские профессии, играм с различными транспортными средствами: «Гараж», «Летчики», «Поезд», к строительным играм, а также к играм военно-приключенческой и героической тематики. Девочек привлекают игры семейно-бытовой тематики: «Дочки-матери», «Больница», «Салон красоты», «Магазин».

Выбор ролей в сюжетно-ролевых играх соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчики чаще других выбирают роли военных, водителей; девочки – роли мамы, воспитательницы, врача. Выбор ролей указывает на большую ориентацию мальчиков на общественные роли, а девочек – на семейные.

В исследованиях установлено, что дети очень рано начинают выделят игры, традиционные для того или другого пола, однако отношение к ним на протяжении дошкольного возраста меняется. Дошкольники 3-4 лет оценивают игры своего пола как хорошие, а игры противоположного пола как плохие. В 5-6 лет игры своего пола как интересные, а игры противоположного пола как неинтересные (Н. В. Плисенко).

В ряде исследований установлены различия в игровом пространстве мальчиков и девочек. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства (предпочитают высокие башни) и широкого горизонтального. Игры мальчиков отличаются динамичностью и шумностью. Игровое пространство девочек четко обозначено, они предпочитают располагать фигуры на плоскости [Д. Арчер, Э.Эриксон].

Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для сюжетно-ролевых игр. С одним предметом, например, кубиком они придумывают многочисленные манипуляции, девочки более склонны к конкретике (В. А. Деркунская). [1. стр. 79-84]

Особенности игрового взаимодействия детей разного пола

Самая яркая гендерная типизация в игровом партнерстве проявляется между пятым и шестым годом жизни, причем у девочек этот процесс наступает до 5 лет, а у мальчиков-после 5 лет. Объединение девочек основано на их отношении друг к другу, а у мальчиков – на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.

В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости, к утверждению своей индивидуальности. Девочки более ориентированы на взаимозависимость, установление социальных связей. В играх девочек меньше агрессивности, больше взаимности, доверительности.

Мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики придают большее значение соблюдению общих правил, а для девочек личное отношение важнее правил.

В исследовании В.А. Деркунской, А.Н. Харчевниковой отмечается, что ролевое взаимодействие, возникающие между девочками в играх, более длительное, чем у мальчиков. Девочки не меняют освоенных ролевых действий, готовы повторять их по нескольку раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты. Игры девочек имеют однообразный, но стабильный характер. Мальчики распределяют роли конфликтно, не хотят уступать, меняться ролями. [1. Стр 84-86]

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается дифференциация игровых интересов детей разного пола, проявляющаяся в выборе игрушек, ролей, содержании и сюжетах игр, а также в предпочтении игрового общения с сверстниками своего пола. Дети выбирают игрушки и роли, типичные для пола, и отражают в играх содержание мужских и женских социальных ролей [1]

Литература:

  1. Градусова Л.В. «Гендерная педагогика». Учебное пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176 с.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. – 464 с.
  3. Психология детства. От рождения до 11 лет. Учебник под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.
  4. Эльконин Д.Б. «Психология игры» — М.: Владос, 1999г. -360с. (Серия «Сам себе психолог»)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год