Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом и природой родного края».
Патриотизм детям
Автор: Хайрова Мениря Асымовна   
20.09.2021 21:40

«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом и природой родного края».«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом и природой родного края».

Данная тема включает целый ряд задач:

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, городу, к родному краю
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому
  • воспитанию чувства уважения к труду, к людям разных профессий
  • расширение представлений о России
  • знакомство с символами республики, государства.

Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Я понимаю, что уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.

 

Быть патриотом — значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Я всегда учу детей сопереживать героям произведений. В старшем возрасте использую мордовскую художественную литературу и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды нашего народа. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями. Это такие, как «Масленница», «Праздник родного языка», «Колядки» и др.)

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего детей знакомим со взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи.

Через экскурсии в библиотеку формирую представления детей о природе родного края. В ходе экскурсий знакомим детей с растениями, деревьями, птицами, животными и насекомыми нашего края.

Знакомство с родным краем вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Эта работа имеет большое нравственно-патриотическое значение в воспитании чувства любви к близкому окружению, стимулирует интерес к родному краю, является необходимым условием воспитания активной жизненной позиции.

Рассматривая карту Мордовии, знакомлю детей с местоположением нашего города, рассказываю про наш город Саранск, который является частичкой России. Они знают, что у Республики Мордовия, как и у России, есть своя символика (герб, гимн, флаг).

Патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного процесса в детском саду. Одним из способов организации взаимодействия с детьми в этом направлении является создание дидактических пособий, систематизирующих информацию и приёмы работы в частности лэпбук.

Для лучшего запоминания матерала изготовили лэпбук на тему: «Моя Россия — родина моя». Он состоит из шести страниц. Это папка – раскладушка. С одной стороны теоритический материал на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников», а на оборотной стороне — практический материал на тему: «Моя Россия». Это наборы дидактических игр, заданий, упражнений, пословицы и стихи, загадки и раскраски, разрезные картинки, которые представлены в кармашках и в конвертах, доступных для детей.

Мы сначала знакомим детей со своей большой Родиной — страной Россия, и малой родиной – республикой Мордовия. Показываем портрет президента России, флаг России, герб России. Закрепляем знания о цвете, последовательности цветов в Российском флаге о значении каждого из них. Описываем герб, значения изображения. Затем знакомим с символикой Мордовии. Сравниваем, чем отличаются и в чём сходство. Также слушаем гимн России, рассказываем, когда и где его можно услышать и что такое гимн. Дети должны, как можно раньше, понять, что такое Родина, патриотизм, чувство гордости за свою страну. Россия — это огромная страна со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями и фольклором. Также дети познают и свою малую Родину — Республику Мордовия с ее символикой, национальным укладом и традициями. Благодаря этой форме работы дети многое узнают о малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают российские праздники. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка. Мы считаем, что патриотизм – главная черта нашего народа, он помогает воспитывать чувства любви к семье, родному краю и окружающему миру. В данном лэпбуке представлены следующие игры и пособия:

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: рассказать о неофициальных символах России. Загадать загадки о них (березка, медведь, самовар, матрёшка, балалайка, валенки), найти и показать.

Дидактическая игра «Поставь по росту матрёшек и прочитай»

Цель: учить расставлять матрешек от самой высокой до самой низкой и читать полученные слова из букв (Россия, Родина, Саранск, Флаг, Москва и т.д.)

Дидактическая игра «Костюмы народов мира»

Цель: познакомить ребёнка с разнообразными народами, которые живут в разных уголках мира и их национальными костюмами. В ходе игры будет развиваться мелкая моторика, внимание, образное мышление, расширится кругозор и словарный запас.

Дидактическая игра «Костюмы народов России»

Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей: «русские», «мордовцы», «калмыки», «чеченцы», «татары», «буряты», «башкиры», «чукчи», «тюбетейка», «ичиги», «рубаха», «кокошник», «сарафан», «штаны-порты», «косоворотка», «златна», «папаха», «черкеска», «шаровары», «кожаные сапоги-ичиг», «платок», «платье», «камзол».

Дидактическая игра «Национальные костюмы мордвы»

Цель: продолжать знакомить с особенностями национального мордовского костюма, учить выделять основные элементы и называть национальность мордвы (эрьзя, мокша, шокша и т.д.)

Буклеты для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников»

Стихи о России, родине, родном крае.

Цель: знакомить с творчеством разных поэтов, понять их умение выразить красоту родного края. Развивать речь детей, её выразительность, память.

Раскраски

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, закрепление знаний цвета, формы, воспитание усидчивости, аккуратности, самостоятельности

Дидактическая игра «Одень куклу»

Цель: одеть бумажную модель куклы в национальный мордовский костюм и назвать его элементы.

Дидактическая игра «Собери узор»

Цель: закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, о народных игрушках; упражнять в умении различать виды росписи (хохломская, городецкая, гжель и др.).

Дидактическая игра «Достопримечательности России».

Цель: познакомить детей с памятниками страны, знать историю происхождения, цель конструирования памятников, познакомить с героями и их поступками.

Дидактическая игра «Сложи герб, флаг России; герб, флаг Мордовии»

Цель игры: закрепить представление детей о гербе России, родного города и флаге России, города.

Загадки, в виде лесенки

Цель: развитие логики, мышления, речи.

«Загадка доставляет уму полезное упражнение»

Дидактическая игра «Чей флаг?»

Цель: Знакомство с флагами стран мира. Развитие умения найти среди флагов мира флаг России. Показать на карте страну этого флага.

Картотека дидактических игр.

«Пословицы и поговорки о Родине, родном крае, о России». Представлены карточки с пословицами и объяснением смысла пословицы.

Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с фольклором мордовского и русского народов. Развивать внимание, память, речь.

«Основные Российские праздники» (представлены в виде настольного календаря)

Цель: знакомить с государственными праздниками, которые отмечаются в России.

Данная форма работы помогает нам создавать условия для поддержки детской заинтересованности, инициативы и творчества в группе.

Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей и родителей.

Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвращается к этой папке, чтобы поиграть в неё самому, вместе с другом, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в экскурсиях, составлениях альбомов о родном городе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину.

В нашем детском саду есть мини – музей «Мордовская изба».

Целью этого музея является сохранение и изучение культуры, обычаев и традиций мордовского народа. Воспитание и знакомство подрастающего поколения с культурными традициями народов родного края. Здесь дети могут увидеть и узнать, как раньше жили в мордовских избах, где спали, как стирали, из какой посуды ели и многое другое. В ней мы проводим беседы, игры, праздники национальной кухни и родного языка, читаем мордовские стихи и сказки. Дети приближаются к истокам старины и вдыхают мир предков.

Дошкольники приобщаются к истории, культуре, социальной жизни родного города. Именно в краеведческой деятельности дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств. Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка, повышающие его познавательную и эмоциональную активность с опорой на краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети знают об истории возникновения города, его достопримечательностях; имеют представление о территории Республика Мордовия как составляющей территории России; знают о природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, называют города, знаменитых людей края.

Как без корней не может жить дерево, так и без познания себя, своего рода, корней своей культуры не может быть настоящего гражданина, искренне любящего свою Родину.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год