Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.
Спорт, тренировки
Автор: Сергиенко Татьяна Викторовна   
22.08.2021 10:30

Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Сергиенко Т.В. инструктор по физической культуре

Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом, решение которого направлено на поиск новых и рациональных путей взаимодействия. Одним из таких путей можно назвать проектный метод, реализация которого позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения, оздоровления и развития ребенка. ДОО является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка.

 

В настоящее время очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Перестройка системы дошкольного воспитания направлена на гуманизацию педагогического процесса, в связи с чем, большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В настоящее время в педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОО с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей педагогов. В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельностной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетентностного обучения. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Успешное использование проектного метода позволяет сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте.

Залог положительного результата в любой деятельности – это слаженная работа. Данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей оздоровления, развития, воспитания и обучения детей.

Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества всех участников образовательного процесса — инструктора по физической культуре, детей, воспитателя, родителей. Формы данного взаимодействия разнообразны. Но и здесь, наиболее эффективной является проектировочная деятельность.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества, активного и продуктивного взаимодействия.

ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.

Организуя проектировочную деятельность в физкультурно — оздоровительном направлении, выделила условия взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:

  • взаимное доверие и уважение между детьми, педагогами и родителями
  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к участникам творческого процесса
  • предоставление возможности каждому участнику проектировочной деятельности проявить свое творчество и воплотить идеи
  • учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания
  • сочетания индивидуального подхода к каждой семье в процессе организации работы со всеми родителями группы
  • взаимосвязь разных форм работы
  • одновременное влияние на родителей и детей
  • обеспечение в работе над проектом определённой последовательности, системы.

Проектировочная деятельность в рамках оздоровительной работы ДОУ позволяет не только решать годовые задачи, поставленные перед педагогами дошкольного учреждения, но и с помощью разнообразных форм взаимодействия в рамках определенного проекта помогает расширить партнерские отношения с семьями воспитанников, и стать непосредственными творцами интересной жизни детей в детском саду и дома.

На протяжении этого учебного года запланированы и реализованы два проекта «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!». Вопросы приобщения к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса легли в основу реализованных проектов. Каждый из проектов являлся одним из центров двигательной, оздоровительной, познавательной активности, результатом общения и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками. Не смотря на то, что разрабатывая проекты «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» задачи и цели были поставлены разные, единым стало создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в процессе приобщения к здоровому образу жизни. Разнообразные формы взаимодействия с родителями в рамках приобщения к ЗОЖ позволили выработать наиболее активную позицию родителей в развитии и оздоровлении детей.

Внедрение проектной деятельности как формы взаимодействия ДОО и семьи в рамках физкультурно-оздоровительной работы позволило решить для себя следующие задачи:

  1. Повысить компетентность в вопросах сотрудничества с семьей.
  2. Изменить содержание и формы взаимодействия, развивать работу в рамках проектной деятельности.
  3. Перейти от реструктивного (ограничивающего) к конструктивному (развивающему) взаимодействию.

На стадии формирования сотрудничества с семьей выделила для себя этапы взаимодействия на основании которых строилась работа: 1 этап — этап рефлексии и изучения детско-родительских отношений к спорту и ЗОЖ. 2 этап — создание проекта (выбор содержания, определение направлений проектной деятельности ДОО и семьи, осуществление взаимодействия). 3 этап — подведение итогов проектной деятельности.

В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Зачем нужен спорт?», «Для чего нужны обручи, мячи, скакалки?», «Какие спортивные секции посещают (могут посещать) дети» и другие.

В рамках работы над проектами «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» была проведена следующая работа:

  • создание развивающей предметно — пространственной среды оформление фотовыставки «Наши спортивные звезды», «Я и спортивная игрушка» (информация о деятельности детей в ДОО и вне в фотографической форме), выставки рисунков «Мы спортсмены», «Веселые игры с обручем, мячом, скакалкой»
  • картотека игр для домашнего использования
  • детско — родительские сочинения «Я и спорт»
  • беседы и видео — презентации
  • мастер – классы
  • викторина «Зимние виды спорта», вечера стихов и загадок
  • спортивное развлечение «Мяч, скакалка, обруч, я – вместе дружная семья»
  • спортивно – познавательное мероприятие «Дети детям о спорте», «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!».

Этапы подведения итогов были наполнены многообразным спектром возможностей для родителей и детей в создании своих видео – презентаций: ребята, посещающие секции, совместно с родителями дома подготовили презентации и выступления о том, каким видом спорта они занимаются (проект «Дети детям о спорте!»), участники проекта «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!» подготовили презентации и рассказали о том, в какие игры со спортивными игрушками играют дома с родителями. Совместные мероприятия сплотили семьи, обогатили их спортивный опыт. Содержание мероприятий по привлечению родителей в совместную деятельность в рамках проектов было интересным, познавательным, соответствовало потребностям родителей. Результатом совместной спортивной и познавательной деятельности стало творческое самовыражение детей и родителей через умение презентовать свои спортивные достижения (в рамках реализации проекта «Дети детям о спорте!»), любимые игры, упражнения с обручем, мячом, скакалкой (в рамках проекта «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!».).

В ходе работы над проектами «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» пришла к выводу, что подобная специально организованная деятельность, игры, продуктивная деятельность, спортивные и познавательные мероприятия объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию познавательного интереса, коллективных взаимоотношений, приобщают к спорту, доставляют радость творчества всем участникам образовательного процесса.

В целом, можно заключить, что такая форма взаимодействия с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепила взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создала единое образовательно – культурное, здоровьесберегающее пространство дошкольного учреждения и семьи. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Список литературных и интернет источников

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994, — 235 с.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. с.
  3. Богарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста — М.: 2004.
  4. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
  5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М.; ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, -240с.
  6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.
  7. Макарова, О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи / О. В. Макарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23. 2 (127. 2). — С. 70-74.
  8. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.
  9. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья –взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. –. — № 9. –С. 35.
  10. Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Эл. ресурс] / Н. А. Ребане // Сборник: Развитие родительских компетенций; Отв. ред. Т. А. Семенова. — М., 2015. — С. 188–191.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы. https://www. maam. ru/detskijsad/-vzaimodeistvie-pedagogov-doshkolnogo-uchrezhdenija-v-procese-fizkulturno-ozdorovitelnoi-raboty. html

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год