Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Праздник для дошкольника, что это?
Занятия с детьми
Автор: Салей Вера Игоревна   
02.08.2021 23:45

Праздник для дошкольника, что это?Праздник для дошкольника, что это?

Как известно, праздник с древнейших времён является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида, как уникальная форма эмоционально-символического выражения ценностно-нормативных установок. Это особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает своё эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения.

Процесс проведения праздников, по большому счёту, это процесс образования.

 

Скачать конспект

Термин «праздник» также часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний: праздник чувств, души, сердца. С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник – важная часть жизни ребёнка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, и, порой, просто отдохнуть от будней. Уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!». Праздники духовно обогащают ребёнка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребёнка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом почти всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются творческие наклонности, формируются определённые умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но и танцуют, поют, рисуют, то есть художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песнях, в стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определёнными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

  • Абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника
  • Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия

- Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя обычаи, ритуалы, церемониалы, символы, атрибуты принципиального характера, отработанные социальным временем развлечения, жанры самодеятельного искусства, состязания.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться, как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.

Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, личностно значимым для него является и сам процесс, вызывающий творческое напряжение, положительное эмоциональное переживание, результаты деятельности и её эстетически оцениваемый «продукт», а в итоге – развитие творческо – эстетических задатков и способностей.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: Мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых. Выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие ребёнка. В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношений и взаимопонимания. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность и честность ребят.

Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Так же стоит выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Творческая деятельность – это деятельность человека, в ходе которой он создаёт нечто новое. Не важно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства.

В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребёнка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, то есть организовать жизнь ребёнка, как взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития ребёнок входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, так как ведущий вид мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют по «шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности ещё рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен и танцев. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определённых движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, так как это создаёт богатейшие возможности для развития речи. Ребёнок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, и говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (например, открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки для Новогоднего праздника, листья для осеннего праздника и т.п.) или участвуют в создании атрибутов (реквизита) для праздника, используя для этого аппликацию, рисование, оригами. Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле.

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогами, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми. Знание закономерностей и развитие навыков общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Существует большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растёт. Из наиболее распространённых: театрализованные представления, фестивали, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, конкурсы, КВН, утренники, линейки, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности – музыкальная, речевая, изобразительная и общение. Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребёнка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Детские праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей. Детские праздники – это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год