Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников»
Учим Чтению
Автор: Выборнова Татьяна Александровна   
02.11.2022 09:45

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников»Консультация для родителей «Роль семьи в формировании читательских интересов у дошкольников»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№77 Комбинированного вида Приморского района г Санкт-Петербург

Составила: Воспитатель первой квалификационной категории Выборнова Татьяна Александровна

В современных условиях развития общества остро стоит проблема приобщения детей к чтению, данная проблема волнует педагогов и родителей. В жизни человека особую роль играет дошкольное детство, оно помогает сформировать качество характера, нравственность, мировоззрение, культурные традиции. Сформированные в раннем возрасте жизненные приоритеты, определяющие жизненный путь, как самого ребенка, так и путь последующих поколений, влияющие на общее развитие и состояние цивилизации. Важно, как можно раньше и больше уделять внимание, становлению внутреннего мира дошкольника, воспитывая, формируя в нём любовь, сострадание, созидательное начало. Особое значение в этом деле отведено книге и чтению. Читая, человек познает мир, учится анализировать, думать, выбирать себе героев, на которых будет равняться. К сожалению, в дошкольном возрасте, большинство детей не умеют читать. Тем больше ответственности ложиться на вас, уважаемые родители, какую книгу и как вы читаете, насколько её содержание соответствует возрасту ребёнка, традициям нашего народа. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста, если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Большинство родителей обеспокоены тем, что детей не привлекает процесс чтения. В чем же причины, по которым процесс чтения для ребенка вызывает неприязнь?

Исследование позволило определить некоторые из причин:

  • детям трудно читать, так как мешают нарушения логопедического характера
  • дети не хотят читать, так как считают это занятие не интересным
  • дети не умеют подобрать книгу для чтения
  • дети не хотят читать, потому что родители не читают вместе с ними.

Самым главным из факторов в формировании читательских интересов младших школьников является участие родителей. В первые годы жизни ребенка книга не является предметом жизненной необходимости, как еда или игрушка, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге навязывается ребенку взрослыми, которые понимают роль книги в развитии малыша. Но если он наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс.

Рождается мотив обращения к книге. Когда наступает возраст, определяемый психологами «я сам», значение книги меняется: она может стать источником увлекательной детской деятельности

  • игровой
  • речевой
  • театральной
  • изобразительной
  • трудовой.

Мотивы появляются и становятся предметными. В три — пять лет ребенок замечает связь между своим самочувствием и книгой. Главный итог дошкольного общения с книгой — рождение интереса к детской литературе через яркие и умные книги. В наш век семейное чтение утрачивает свое значение, так считают многие ученые, проводившие исследование по данной теме. Многие родители не испытывают потребности в чтении литературы и как только ребенок начинает читать отстраняются от совместного чтения книг. Перечислим основные причины, по которым семейное чтение утрачивает свое значение:

  • книга отошла на второй план из-за широкого распространения телевидения, видеотехники, компьютеров, в связи с этим чтение матерью вслух детям, стало редким явлением в наши дни
  • современные родители ссылаются на занятость.

Роль семьи неоспорима в развитии ребенка-читателя. Заинтересованные родители главные помощники педагога, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи очень сложно воспитать увлеченного читателя. К формированию ребенка-читателя необходимо привлекать родителей с самых первых дней обучения детей в школе. Работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников надо начинать с первого класса.

Для привития у детей интереса к чтению:

  • зачитывают интересный эпизод из произведения
  • просят прочитать книгу младшим членам семьи
  • просят прочитать книгу бабушке или дедушке
  • читают по ролям вместе с ребенком
  • читают по абзацам вместе с ребенком
  • рассматривают иллюстрации и предполагают содержание произведения.

Авторитет родителей играет важную роль в воспитании юных читателей. Если дети видят, что их родители читают с удовольствием, то и ребенок постепенно будет втягиваться в процесс чтения, в кругу семьи зарождается любовь к книге.

В статье Лукзен Л. «Растим читателя» дается информация, о том, что, по мнению психологов, привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача родителей помочь детям по воспитанию интереса к чтению. Автор дает рекомендации как это сделать:

  • рассказывайте, пойте, играйте с ребенком
  • выделяйте время для чтения каждый день
  • выбирайте книги с осторожностью
  • окружите ребенка материалами для чтения
  • медленно и с удовольствием
  • читайте снова… и снова
  • читайте везде и всегда
  • не заставляйте ребенка читать
  • показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Надо заметить, что, следуя этим простым рекомендациям, можно увлечь ребенка чтением и впоследствии не придется усаживать ребенка за книгу, прикладывая к этому усилия. Главная задача педагога состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных со взрослым читательских переживаний, обсуждений прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье.

Чтение, по словам В.А. Сухомлинского, должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. Именно такая ориентация, активизирующая духовную, эмоциональную жизнь школьника актуальна в настоящее время, особенно для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку в эти годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости. Сущность вышеизложенного материала сводится к тому, что из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, рисование картинок к произведениям, соотнести прочитанное с реальной жизнью. В семьях, где есть традиции чтения, детям интересно читать, они стремятся это делать самостоятельно.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках

познавательного развития является мощным импульсом к развитию не

только речи, но и интеллекта, позитивного отношения к миру, искусству,

науке, любви и интереса к чтению.

При восприятии художественного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на персонажей, несущих положительный пример и отрицательные герои – отрицательный пример. Хотят подражать положительным героям, сопереживают удачам и хотят помочь попавшим в беду, победить зло.

2022 год

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год