Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Учим Чтению
Автор: Копкова Ольга Владимировна   
04.03.2023 09:44

Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Статья на тему: «Формирование читательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Воспитатель Копкова Ольга Владимировна

Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий. С внедрением телевидения, информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями

управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.

 

Работа с книгой включена в содержание общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты З.А. Гриценко, О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш и др. Казалось, если все определено, что делать в этом направлении педагогу, какие методы, приемы, формы работы с дошкольниками использовать? Однако не так всё гладко, педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые отрицательно влияют на достижение поставленных целей. Какие же это проблемы? Условно разделим их на внешние и внутренние.

Внешняя проблема – это ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно исторического опыта и утрата его ценности. Исследования, проведенные Институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г.Санкт Петербурга свидетельствуют о крайне низком рейтинге чтения книги в деятельности ребенка дошкольного возраста. Аудиовизуальные средства, по мнению исследователей, представляют готовый образец литературного героя, не требуя активного участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при слушании текста, когда надо самостоятельно воссоздать образ (О. Н. Сомкова). З.А. Гриценко, анализируя истоки и причины не чтения, констатирует факт, что теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Вторая проблема – проблема готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, начальные представления о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой. Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и дошкольное детство – первая и во многом определяющая ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, формируются интерес и потребность в чтении, закладываются основы полноценного восприятия и понимания художественной литературы.

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребенок, владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное, но, возможно, уже потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших дошкольников Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого

читателя», культурно образованного человека. Известный российский ученый Д.С. Лихачев отмечает: «В настоящее время каждому педагогу необходимо тщательно продумывать собственные действия, которые могут формировать интерес к книге, сюда входит и

просветительская работа с родителями, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой, парной работы с книгой. Чтение должно быть интересным и не принужденным».

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка существенную роль играет отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев:

  1. Идейная направленность детской книги. В книге должна быть четко выражена позиция автора;
  2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность;
  3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;
  4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  5. Конкретные педагогические задачи.

Методы ознакомления с художественной литературой:

  • чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Основная доля литературных произведений читается по книге;
  • рассказывание воспитателя. Это довольно свободный пересказ текста (возможны замена слов, толкование и т.д). Рассказывание предоставляет более широкие возможности для стимулирования внимания детей;
  • инсценирование. Данный метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;
  • заучивание наизусть.

На выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) влияет жанр произведения и возраст дошкольников.

При знакомстве дошкольников с художественной литературой прибегают к различным приёмам формирования полноценного восприятия произведения детьми:

  • выразительное чтение педагогом;
  • беседа о прочитанном;
  • повторное чтение;
  • просмотр иллюстраций;
  • объяснение воспитателем незнакомых и непонятных слов.

В работе с детьми по художественному чтению вне занятий выделяются два направления:

  • целенаправленная организация педагогом дошкольников для восприятия произведений;
  • самостоятельное использование произведений детьми по их личному желанию при косвенном участии взрослого.

Для повышения эффективности восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений педагог может использовать различные приемы:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых упоминается в тексте;
  • дидактические игры на лексическом и грамматическом материале произведения;
  • включение в занятие загадок, поговорок, потешек, стихов и т.д., повышающих понимание содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружении, активизация личного опыта детей.

В процессе работы над содержанием произведения целесообразно также применять различные приемы:

  • беседа по произведению (позволяет уточнить, о чем произведение, определить главных героев, дать оценку действиям персонажей, проанализировать особенности языка произведения);
  • выстраивание в необходимой хронологии серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к предлагаемой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ в процессе беседы (пересказывают наиболее сложные части текста, где присутствует описание, диалоги героев);
  • составление плана произведения (для помощи детям можно использовать ряд сюжетных картинок или подобранных к каждой части текста предметных картинки, а также символы и пиктограммы).

За время обучения в детском саду дети прослушают и перескажут огромное количество сказок, рассказов и стихов. Будущий маленький читатель во всем копирует взрослых. Если он видит, что воспитатель никогда не перегибает книгу, осторожно переворачивает страницы, а увидев мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам со временем становится защитником книги. Постепенно дети усваивают такие слова, как: переплет, обложка, страница, а несколько позже — корешок.

С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Иногда утром, когда дети приходят в детский сад, или во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе детей что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке в лесу, в поле, «к случаю» воспитатель, а с ним и дети могут вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Отдыхая на природе, дети с большим интересом слушают рассказ о природе, о животных, сказку. При чтении рассказа на занятии следует позаботиться о спокойной обстановке. Важно также, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца. Также при рассаживании детей следует предусмотреть ряд особенностей восприятия литературы, и не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Такие приемы помогут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание. Не следует, однако, во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости. Эта детская активность говорит о напряженном слушании.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место

в группе, где дети с интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра. Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает детей в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными. Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы в нем было удобно, опрятно и красиво (эстетичность оформления); место для книжного уголка должно быть отведено в спокойной части комнаты и хорошо освещено. В книжном шкафу хранятся книжки и картинки, альбомы с картинками, альбомы, составленные из детских рисунков (тематических, декоративных). Необходима периодическая сменяемость материала

(литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе с учетом тематического планирования. В старшей группе наряду с уголком книги следует иметь библиотечку детских книг, расположенную по темам. Старшие дети имеют возможность в определенное время брать книги, приучаются пользоваться ими аккуратно; перед выходным днем они могут брать книги на дом. Это углубляет их интерес и любовь к книге и художественному слову, содействует воспитанию культурных навыков.

Крайне важным условием в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Формы общения могут быть различными. Занятия по детской литературе дошкольном учреждении всегда должно быть открытым для родителей. Это поможет родителям понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год