Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Михайлова Галина Валерьевна   
21.03.2020 17:07

Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ РЯБИНА»

Актуальность темы.

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

 

При ознакомлении детей с природой, а именно с деревьями родного края, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Рябину можно увидеть на участке нашего детского сада, что позволяет дошкольникам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.

Гипотеза: Вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

!!!! Проект: краткосрочный (3 месяца) июнь – август 2019 г.

Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей среднего возраста через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.
  2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.
  3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
  4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
  5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.

Этапы проекта.

I этап подготовительный:

Задачи: Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.

Подготовка материалов:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
  • Подбор энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
  • Подбор мультфильмов о природе, о жизни растений в разное время года;
  • Оформление картотек загадок, стихов, народных примет;
  • Изготовление дидактических игр:

«Собери рябинку»

«Собери листочки и ягодки на рябине»

«Подбери по высоте»

  • Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.

3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

4. Разработать цикл наблюдений за деревом на прогулке.

Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Памятка каждой семье воспитанников «Правила поведения на территории детского сада»

Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа», «Прогулка в природу – основа здоровья ребенка», «Чем занять ребенка на прогулке», «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».

II этап практический.

Вид деятельности

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Игровая

Игровые упражнения: «Дорисуй листок», «Где листочки», «Игры с листочками».

Дидактические игры: «К дереву беги», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Назови листок», «Беги в дом, какой назову», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу (ель, береза); «Найди дерево по описанию», «Такой листок лети ко мне» «Найди рябинку», «Собери бусы» и др

Хороводная игра«Лети, листок, ко мне в кузовок».

Словесные игры«Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом» и др.

Подбор стихов, загадок, пословиц о деревьях.

Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Кольского Заполярья

Изготовление книжек – малышек «Деревья, какие они?»

Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Консультация: «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»;

Консультация: «Что мы называем экологическим воспитанием»

Изготовление макета «Мое любимое дерево - рябинка»

Двигательная

Подвижные игры: «Раз, два, три, все, у кого есть листья (березы, рябины) – ко мне беги»; «Раз, два, три, все, у кого есть (стволы, стебли, корни, цветки) – ко мне беги», «Листочки и ветер» «Кто быстрее пробежит, проскачет вокруг рябины? », «Раз, два, три к рябинке беги» и др.

Физкультминутки «Рябинка»

пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

Познавательно - исследовательская

На участке детского сада:

экскурсия к рябине на участке детского сада (познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви, цветы из которых появятся ягоды) «Познакомимся поближе»

игровая ситуация «Полечим белочку» - уточняем целебные свойства рябины

Занятия

Наблюденияза ветками и ягодами рябины в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками (уточнить, что сорванные веточки со временем пропадут).

Трудовая

Наблюдение за трудом взрослых и выполнение несложных трудовых поручений.

Коммуникативная

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года; Рассматривание картин

Чтение (восприятие художественной литературы)

чтение стихотворения «Про рябинку», отгадывание загадок о деревьях (выяснить по вопросам, как дети поняли содержание стихотворения)

Продуктивная

Рисование: «Деревья на нашем участке», «Ветка рябины», «Гроздья рябины» (коллективная работа).

Лепка: «Кисть рябины»;

Аппликация: в технике «бумажная пластика» «Рябиновая веточка».

Изготовление бус, создание альбома со знаками о правилах поведения в природе.

Музыкальная

Прослушивание аудиозаписи со звуками природы (шум леса, пение птиц) и др.

хоровод «У рябинки, у ворот водят детки хоровод»

III этап презентация проекта.

В ходе работы над проектом мы старались обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделялось обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

Конечный продукт проекта:

  • Дети познакомились с деревом - рябина, знают характерные признаки.
  • Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
  • Развился познавательный интерес к растениям участка.

Список литературы:

1. С. Н. Новикова. «Юный эколог» Москва. Мозаика-Синтез,2010

2. Ю. А. Акимова. «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Москва. Творческий Центр, 2008

3. А.П. Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми»

4. Т.А. Шорыгина. «Экология для малышей» Москва, Книголюб 2006

5. А. И. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва, Творческий Центр 2008

6. В. М. Корнилова. «Экологическое окно в детском саду» Москва, Творческий Центр2008

7. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова.«Прогулки в детском саду» Москва, Творческий Центр 2011

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год