Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Михайлова Галина Валерьевна   
21.03.2020 17:07

Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ РЯБИНА»

Актуальность темы.

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

 

При ознакомлении детей с природой, а именно с деревьями родного края, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Рябину можно увидеть на участке нашего детского сада, что позволяет дошкольникам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.

Гипотеза: Вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

!!!! Проект: краткосрочный (3 месяца) июнь – август 2019 г.

Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей среднего возраста через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.
  2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.
  3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
  4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
  5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.

Этапы проекта.

I этап подготовительный:

Задачи: Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.

Подготовка материалов:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
  • Подбор энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
  • Подбор мультфильмов о природе, о жизни растений в разное время года;
  • Оформление картотек загадок, стихов, народных примет;
  • Изготовление дидактических игр:

«Собери рябинку»

«Собери листочки и ягодки на рябине»

«Подбери по высоте»

  • Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.

3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

4. Разработать цикл наблюдений за деревом на прогулке.

Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Памятка каждой семье воспитанников «Правила поведения на территории детского сада»

Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа», «Прогулка в природу – основа здоровья ребенка», «Чем занять ребенка на прогулке», «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».

II этап практический.

Вид деятельности

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Игровая

Игровые упражнения: «Дорисуй листок», «Где листочки», «Игры с листочками».

Дидактические игры: «К дереву беги», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Назови листок», «Беги в дом, какой назову», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу (ель, береза); «Найди дерево по описанию», «Такой листок лети ко мне» «Найди рябинку», «Собери бусы» и др

Хороводная игра«Лети, листок, ко мне в кузовок».

Словесные игры«Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом» и др.

Подбор стихов, загадок, пословиц о деревьях.

Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Кольского Заполярья

Изготовление книжек – малышек «Деревья, какие они?»

Анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Консультация: «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»;

Консультация: «Что мы называем экологическим воспитанием»

Изготовление макета «Мое любимое дерево - рябинка»

Двигательная

Подвижные игры: «Раз, два, три, все, у кого есть листья (березы, рябины) – ко мне беги»; «Раз, два, три, все, у кого есть (стволы, стебли, корни, цветки) – ко мне беги», «Листочки и ветер» «Кто быстрее пробежит, проскачет вокруг рябины? », «Раз, два, три к рябинке беги» и др.

Физкультминутки «Рябинка»

пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

Познавательно - исследовательская

На участке детского сада:

экскурсия к рябине на участке детского сада (познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви, цветы из которых появятся ягоды) «Познакомимся поближе»

игровая ситуация «Полечим белочку» - уточняем целебные свойства рябины

Занятия

Наблюденияза ветками и ягодами рябины в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками (уточнить, что сорванные веточки со временем пропадут).

Трудовая

Наблюдение за трудом взрослых и выполнение несложных трудовых поручений.

Коммуникативная

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года; Рассматривание картин

Чтение (восприятие художественной литературы)

чтение стихотворения «Про рябинку», отгадывание загадок о деревьях (выяснить по вопросам, как дети поняли содержание стихотворения)

Продуктивная

Рисование: «Деревья на нашем участке», «Ветка рябины», «Гроздья рябины» (коллективная работа).

Лепка: «Кисть рябины»;

Аппликация: в технике «бумажная пластика» «Рябиновая веточка».

Изготовление бус, создание альбома со знаками о правилах поведения в природе.

Музыкальная

Прослушивание аудиозаписи со звуками природы (шум леса, пение птиц) и др.

хоровод «У рябинки, у ворот водят детки хоровод»

III этап презентация проекта.

В ходе работы над проектом мы старались обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделялось обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

Конечный продукт проекта:

  • Дети познакомились с деревом - рябина, знают характерные признаки.
  • Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
  • Развился познавательный интерес к растениям участка.

Список литературы:

1. С. Н. Новикова. «Юный эколог» Москва. Мозаика-Синтез,2010

2. Ю. А. Акимова. «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Москва. Творческий Центр, 2008

3. А.П. Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми»

4. Т.А. Шорыгина. «Экология для малышей» Москва, Книголюб 2006

5. А. И. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва, Творческий Центр 2008

6. В. М. Корнилова. «Экологическое окно в детском саду» Москва, Творческий Центр2008

7. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова.«Прогулки в детском саду» Москва, Творческий Центр 2011

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год