Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Занятия по Экологии
Автор: Гордеева Марина Николаевна   
04.08.2023 13:32

Современные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУСовременные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Гордеева Марина Николаевна Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» д.Энгербал Мари-Турекского района Республики Марий Эл

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к вопросам организации экологического воспитания детей дошкольного возраста, показана актуальность данного направления образовательной работы с детьми, обусловленная необходимостью воспитания с детского возраста основ экологического мышления, стратегий разумного природопользования. Авторами выделены педагогические условия совершенствования результативности экологического воспитания дошкольников, определены основные технологии его реализации с учетом возрастных и психологических особенностей детей, дана их характеристика.

Экологическое образование выступает одним из компонентов целостного педагогического процесса. Поэтому при планировании задач экологической деятельности с дошкольниками нужно обращать внимание на постановку не только образовательных, но также воспитательных и развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с дошкольниками: интеллектуальное развитие, нравственное, этическое, эстетическое воспитание, развитие трудолюбия и т.д.

 

Скачать конспект

Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте. Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Часто педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  1. Информационно – коммуникационная технология
  2. Технология развития критического мышления
  3. Проектная технология
  4. Технология развивающего обучения
  5. Здоровьесберегающие технологии
  6. Технология проблемного обучения
  7. Игровые технологии
  8. Модульная технология
  9. Технология мастерских

И многие другие технологии. Я остановлюсь на нескольких технологиях, которые активно используются в нашем детском саду.

Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те:

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального

- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Технология Проектно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом, родителем.

Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте практикуются детско-родительские проекты, в реализации которых участвует ребенок со своей семьей. Проблема проекта выбирается самостоятельно или при участии педагога. Исследование проводит ребенок с родителями и братьями или сестрами. Результатами своих исследований делятся с детьми в рамках организованных «Круглых столов» (родители и дети). С результатами воспитанники участвуют в научно-практических конференциях для ошкольников.

Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Как нас призывает ФГОС мы не учим детей, а создаем условия для развития, поэтому развивающие технологии активно используются в дошкольном образовании.

Экологическая тропа – специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Как использовать объекты экологической тропы:

  1. Стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами.
  2. «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами.
  3. Скворечник (кормушка). Наблюдение в течении года за этим объектом формирует целостную картину мира. Проводится акция «Покормите птиц зимой»
  4. «Муравейник» — позволяет познакомится с особенностями устройства и жизнедеятельности муравейника
  5. «Сад и огород» позволяет детям участвовать в выращивании овощей и фруктов, сборе урожая.
  6. «Цветник» — показывает разнообразие цветов (многолетние, однолетние)
  7. Метеостанция- позволяет детям наблюдать на погодными изменениями, ветром.
  8. Финтоцидная зона- где дети могут посидеть и подышать насыщенными ароматами.
  9. Поле- знакомит со злаковыми

«Альпийская горка» — дети узнают о разновидности клумб и об растениях, которые растут на камнях.

«Питомник» где дети наблюдают как растут деревья из совсем маленьких, первые выпускники появились на детских площадках, (ушли из детского сада в школу).

К 75 летию Победы у нас появилась каштановая аллея, высажены первые 5 каштанов.

Экологические тропинки в дошкольном учреждении позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания, с одновременным решением задач оздоровления детей.

Здоровьесберегающие технологи

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;

Они могут знакомить с культурой здоровья;

Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.

Информационно коммуникационные технологии или как мы привыкли их называть ИКТ.

Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы можем показать детям многообразие и особенности жизнедеятельности диких животных. Показать океан, водопад- словами нам пришлось объяснять долго, да и вряд ли дети поймут. Говорится лучше один раз увидеть, но не у всех есть такая возможность. ИКТ- технология позволяет нам это сделать.

Технология Экологический театр, (сказок, легенд на экологическую тематику)

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.

Целью использования экологического театра в детском саду – является работа над формированием экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитием чувства коллективизма, ответственности, формировании опыта нравственного поведения.

Театр играет и воспитательную роль: помогает объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг.

Главное в любой экологической сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или театрализацией игрушками или в виде драматизации сильно воздействует на эмоции детей.

Мы провели для родителей наших воспитанников конкурс книжек-самоделок «Экосказка». Родители откликнулись и, конечно же, в меру своих способностей приняли участие. Некоторые книжки были очень интересные и оригинальные.

Кейс-технологии

Кейс — технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

  • предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности

- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?». Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у вербы почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. — цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Знакомя детей с природой, используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Не остаются в стороне родители наших воспитанников, они принимают участие в ежегодных акциях Добра- по благоустройству территории детского сада, «Сохрани дерево- сдай макулатуру», «Батарейки сдавайтесь» конкурсах семейного творчества – поделок их овощей и природного материала.

Для воспитанников и их родителей прошел очень интересный конкурс –Экомода, парад костюмов из бросового материала.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Библиография

  1. Абрамов С.И. Технологии сотрудничества педагога с родителями //А. Д. Андреева// Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. — 2018
  2. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей //А. Д. Андреева// Журнал практического психолога. – 2008 — №5. С.101-114.
  3. Борокина В.А., Ханова Т.Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе// Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№67
  4. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике //Вестник Минского университета. -2020. -Т. 8№2
  5. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Методическое пособие. Вентана Граф. 2015.
  6. Казарцева Т.Б., Дудова Е.В. Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников// Современные исследования: Материалы Международной научно-практической конференции. — Нефекамск, Республика Башкортостан, 2018
  7. Николаева С.Н.. Рыжова Н.А. Экологическая культура в дошкольном детстве// Образовательная политика. -2017. №1 (75)
  8. Лифанова Ж.Н., Ханова Т.Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста с испрользованием возможностей информационно –коммуникационных технологий// Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2018
  9. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: Учебное пособие. М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999. 144 с.
  10. Сивцова А.М. «Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении: выбор, внедрение и рациональное использование». Методические рекомендации. СПб 2008
  11. Методического пособия «Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. -58 с.
  12. Уразова А.Р. Модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста//Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №2-1.
  13. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. Рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА_ПРЕСС, 2006. – 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год