Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Занятия по Экологии
Автор: Гойда Анна Юрьевна Мельник Ольга Валерьевна   
12.04.2024 21:38

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  • Гойда Анна Юрьевна Воспитатель
  • Мельник Ольга Валерьевна Воспитатель

ГБОУ «Школа № 2057» города Москвы

State budgetary educational institution of the city of Moscow "School No. 2057"

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ELEMENTS OF EXPERIMENTATION

Аннотация: Воспитание детей дошкольного возраста в экологической сфере имеет важное значение для формирования у них основ экологической культуры и понимания необходимости охраны природы. Для детей старшего дошкольного возраста особенно важно обладать хорошими знаниями о правилах поведения в природе и уметь применять их на практике для сохранения окружающей среды. Одним из ключевых аспектов успешного экологического воспитания является определение педагогических условий, способствующих эффективному формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Анализ сущности экологического воспитания дошкольников, особенностей их воспитанности и определение педагогических условий для повышения эффективности этого процесса играют важную роль в формировании у детей устойчивого интереса к окружающей среде и ответственного поведения в ней.

 

Annotation: The education of preschool children in the environmental field is important for the formation of their foundations of ecological culture and understanding of the need for nature protection. For older preschool children, it is especially important to have good knowledge of the rules of behavior in nature and be able to apply them in practice to preserve the environment. One of the key aspects of successful environmental education is the definition of pedagogical conditions conducive to the effective formation of environmental culture in preschool children. The analysis of the essence of ecological education of preschoolers, the peculiarities of their upbringing and the definition of pedagogical conditions to increase the effectiveness of this process play an important role in the formation of children"s sustainable interest in the environment and responsible behavior in it.

Ключевые слова: экологическое воспитание, природоохранная деятельность, экологическая культура, экспериментирование.

Key words: environmental education, environmental protection, environ-mental culture, experimentation.

Экологическое воспитание – актуальная проблема настоящего времени. Правильное экологическое мировоззрение и экологическая культура нынешних детей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формировать у детей бережное отношение к природе – сложный и длительный процесс. Считаем, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различным видам исследовательской деятельности, беспрерывно изучая и исследуя окру-жающий мир[2].

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами в природе. В процессе экспериментирования дошкольник получает возмож-ность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, все это дает навыки исследовательской деятельности. Главной целью по данному направлению работы является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды Я.А. Коменского, Н.Н. Поддъякова, С.Н. Николаевой, О.В. Киреевой, З.Ф. Аксеновой, Н.А. Рыжовой, Т.В. Волосниковой и др.

В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматри-вать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. [4]

Экологическое образование дошкольников – это процесс формирова-ния у детей сознательного и правильного отношения к объектам природы, с которыми ребенок находится в непосредственном контакте. Эта взаимосвязь формируется в отношениях интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Сочетание этих компонентов – это моральное положение ребенка, проявляющееся в разных формах его поведения. Одной из задач экологического образования является формирование детского представления о личности не как о хозяине, завоевателе природы, а как о части природы, которая зависит от нее. Необходимо искоренить потребительское отношение к природе.

В наше время проблема большинства дошкольников заключается в четком разделении животных: плохих и добрых, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют многочисленные произведения искусства, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, плохими. Они хотят есть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы одер-живают победу над волками и остаются одни в лесу, в отсутствии злобных хищников. Многие дети убеждены, что хищный зверь плохой, он не нужен в природе, и что самый красивый лес – лес без волков.

С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, представляет собственную значимость в природе. Необходимы волки и зайцы, так как лес в отсутствии хищников не будет сбалансированной экосистемой и, в завершении, начнет ухудшаться. Поэтому одной из важных задач экологического образования является развитие столь же осторожного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет[3].

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным издан указ от 05. 01. 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» (2017 г.), целью которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Современная гражданская позиция не может быть сформирована без соответствующих представлений ребенка о его личных отношениях с окружающей средой, зависимости ее состояния от действий каждого человека. Как подчеркивает Г.А. Ягодин, экологическое образование – это образование человека, гражданина вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений.

Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируе-мых и управляемых условиях изучаются явления действительности. В отли-чие от наблюдения, эксперимент активно оперирует изучаемым объектом и основан на теории, определяющей постановку задач и интерпретацию ре-зультатов. Часто основная цель эксперимента — проверка гипотез и предска-заний теории, имеющих принципиальное значение. Эксперимент выполняет функцию критерия истинности научного познания. Он возник в естествозна-нии нового времени и получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона. Развитие экспериментальной деятельности сопровождалось борьбой рационализма и эмпиризма. Преодоление этой борьбы нашло свое завершение в диалектическом материализме, где единство теоретической и экспериментальной деятельности является выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирических и теоретических уровней в процессе познания.

Экспериментирование всегда должно основываться на представлениях, полученных детьми в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны цель и задача проводимого эксперимента. Воспитатель не должен наносить вред растениям и животным при проведении опыта. Важно, чтобы дети были активными участниками в постановке и проведении своего исследования (например, выбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, где лучше поставить вазу и т.д.). В процессе необходимо уравнять все условия, кроме одного, чтобы выяснить его значение. При обсуждении результатов эксперимента, воспитатель помогает детям делать самостоятельные выводы и суждения.

С помощью проведения занятия «Эколята», мы смогли:

  • выяснить причиныпроисхождения мусора;
  • провести эксперимент «Как мы отравляем воздух?»;
  • изучить способы сортировки, перерабoтки и утилизации мусора;
  • провести акцию «Сбор крышек»;
  • разработать дидактические игры, памятки по теме занятия;
  • создать выставку «Вторая жизнь вещей» из пластикового и бумажного материала.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллек-туального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка и на развитие творческих способностей. Экс-периментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем[3].

Благодаря проведению занятий с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте, можно научить детей сортировать мусор и сдавать его на переработку в пункты приема вторсырья, тем самым очищая нашу планету.

В ходереализациикомплексаэкспериментоввпроцессеэкологическоговоспитаниядетейстаршегодошкольноговозрастамы пришли к выводу, чтоиспользование эксперимента вобразовательномпроцессеДОУпозволяетребенку моделировать всвоемсознании картину мира. Эксперименты поэкологическомувоспитаниюдетейстаршегодошкольноговозраста дают эф-фективные результаты. Умение педагога заинтересовать и пробудить в детях желание познавать, сохранять и беречьприродуродного края – главное.

Литература:

  1. Баталина, Т. С. Организацияэкспериментальной деятельности детей на занятиях / Т. С. Баталина //Дошкольная педагогика. 2015. № 1. С. 15.
  2. Заварухина, Т. А. Организацияэкологического воспитания в ДОУ / Т. А. Заварухина // Непрерывноеэкологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. 2015. № 4. С. 35-36.
  3. Чехонина, О.Экспериментированиекак основной вид поисковой дея-тельности / О. Чехонина //Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 13–16.
  4. Фокина, В. Г. Экологичекое воспитание / В. Г. Фокина //Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 5-7.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год