Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)
Фольклор
Автор: Круглова Иляна Сергеевна   
30.07.2020 23:06

Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Круглова И.С. г. Щёлково, 2020

Цель: приобщение к русскому народному творчеству как к системе семейных ценностей.

Программные задачи:

 

Скачать презентацию

1. Обучающие задачи:

  • познакомить детей с народной куклой Кубышкой-травницей, ритуалами, которые связаны с ней, схемой создания такой куклы
  • рассказать детям о народном промысле «Жостово», об экскурсии на фабрику жостовских подносов
  • закреплять знания детей по теме «Народные промыслы России»

2. Развивающие задачи:

  • различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель)
  • развивать мышление, внимание, память, познавательную активность

3. Воспитывающие задачи:

  • воспитывать уважение к семейным ценностям и бережное отношение к своим родным и близким
  • воспитывать интерес к народному искусству, прививать бережное отношение к произведениям русских мастеров
  • воспитывать интерес к посещению музея народного промысла.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, беседы о народном декоративно-прикладном искусстве, самостоятельная работа детей с книжками-раскрасками «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», посещение музея народных промыслов и музея «Русская изба» (кабинет изостудии), разучивание русской народной игры.

Формы организации образовательной деятельности — совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы:

  • словесные: рассказ, беседа, вопросы к детям, пословицы, загадки, чтение стихотворений, напоминание, пояснение, педагогическая оценка (Молодец!)
  • наглядные: показ презентации, демонстрация образцов изделий народных промыслов
  • игровые: дидактическая игра с мячом «Доскажи словечко», русская народная игра «Игровая» (хороводная).

Активизация словаря:

Травница, оберег, чабрец, промысел, роспись.

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • оборудование: проектор, экран, мяч.
  • наглядный материал: шкатулка, презентация, изделия народных промыслов (кукла Кубышка-травница, жостовский поднос, дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, игрушки с росписью Гжель, посуда — Хохлома), красная шерстяная нить.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В начале занятия дети рассаживаются на стулья полукругом. Воспитатель выставляет на стол небольшую шкатулку.

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в детский сад кое-что ценное для моей семьи. Как вы думаете, что может лежать в этой шкатулке? (ответы детей: фотографии, деньги, памятные вещи и т.д.)

Проблемно-поисковый этап

Воспитатель: Да, ребята, семейные ценности могут быть разными. Это могут быть семейные фотографии, старинные иконы, игрушки, всё то, что дорого нашему сердцу. Предметы, которые лежат в этой шкатулке, напоминают мне о моих детях, об их детстве, о том, что они дорожат своими родителями. В шкатулке лежат подарки, которые мои дети сделали для меня и моего мужа своими руками.

Эти подарки особенные. Между ними есть что-то общее. А вот что их связывает, вы мне скажете в конце нашего занятия.

Практический этап

Воспитатель достаёт первый предмет из шкатулки – народную куклу Кубышку-травницу.

Воспитатель: Это подарок моей дочери. Ребята, вы знаете, как называется эта куколка?

Дети: Кукла-мотанка.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Ещё такую куклу называют Кубышка-травница. Это кукла – оберег. Посмотрите, какая у неё пышная юбка! Похожа она на хозяюшку, которая собирает целебные растения. И действительно, в её руках два узелка с сухими травами, а сама она наполнена сухоцветами. Если помять её юбку или узелки, то по дому распространится приятный и полезный для здоровья запах. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Слайд 1

Воспитатель: Тканевые обереги в виде кукол имели особое значение в культуре наших предков. Этот вид оберега использовался в качестве семейного талисмана.

Значение этой куколки определялось тем, какие травы в неё клали. Традиционно она становилась семейным оберегом, помогала очищать в доме воздух, отгонять болезни. Но вообще эта кукла универсальна в использовании. С её помощью можно уберечься от злых сил, привлечь любовь или же сделать игрушку для ребенка, помогающую ему оставаться полным сил.

Такую куклу вы можете всегда сделать сами и подарить, например, своей маме, бабушке или подруге.

Слайд 2

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами схема создания Кубышки-травницы. Что нам понадобится?

Дети: Ткань, нитки, лекарственные травы…

Воспитатель: Правильно, ребята! Обратите внимание, что кукла должна быть безликой, чтобы не походить чертами лица на какого-то человека. Считается, если «лица нет», то кукла Травница никогда не заберёт положительную энергию владельца или окружающих. Поэтому для поделки нужно взять белую натуральную ткань — лён или хлопок.

Ещё очень важная деталь – для наматывания используется только красная нитка. Известно ли вам, что красная шерстяная нить способна излечить человека, если привязать её на запястье больному, а ещё она помогает человеку не заболеть. Не зря мотанку перевязывают именно красной нитью!

В моей куколке в качестве наполнения использовалась лекарственная трава – чабрец (Слайд 3), известный своим антисептическим свойством – борется с воспалениями, помогает от кашля, бессонницы. Так как я часто болею простудой, моя дочка выбрала именно эту травку.

Воспитатель передаёт детям куклу, чтобы они могли почувствовать аромат чабреца.

Воспитатель: Ребята, теперь вы тоже не будете болеть. А сейчас давайте немного поиграем и вспомним с вами пословицы о здоровье.

Д/и с мячом «Доскажи словечко».

В здоровом теле … здоровый дух.

Где здоровье, там и … красота.

Ешь чеснок и лук … не возьмет недуг.

Если хочешь быть здоров … закаляйся.

Болен – лечись, а здоров … берегись.

Чистота — залог … здоровья.

Береги платье снову, а здоровье … смолоду.

В путь дорогу собирайся, за здоровьем … отправляйся.

Воспитатель достаёт из шкатулки следующий предмет – небольшой жостовский поднос.

Воспитатель: Посмотрите, это подарок моего сына. Ребята, вы знаете, что это?

Дети: Поднос.

Воспитатель: Вы правы, ребята. Этот поднос называется жостовским, т.к. сделан в деревне Жостово. А кто знает, где находится эта деревня?

Дети: Рядом с городом Мытищи.

Воспитатель: Совсем недалеко от нашего города. Да, именно туда ездил мой сын вместе с классом на экскурсию. Сначала ребят познакомили с Жостовским промыслом, проведя экскурсию по единственному в мире музею «картин на металле» (Слайд 4). Затем им предложили расписать свои собственные подносы. Ребятам раздали металлические заготовки, специально подготовленные для нанесения на них живописи. В завершение дети подписали свои подносы. Затем работы были высушены в специальной печи, покрыты лаком и переданы ребятам в течение нескольких дней (Слайд 5).

Обязательно посетите мастер-класс на Жостовской фабрике, когда будете учиться в школе. Вы также можете предложить своим родителям съездить на экскурсию в деревню Жостово. Я уверена, вы привезёте оттуда массу положительных эмоций и воспоминаний (Слайд 6)

Мы немного засиделись. Давайте поиграем в русскую народную игру.

Проводится русская народная игра.

Игровая

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«Как у бабушки Арины
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Молодцы, ребята, с вами всегда очень весело! Теперь присаживайтесь на стульчики. Вспомните, пожалуйста, я просила вас подумать, чем похожи ценности из моей шкатулки?

Дети: Это ручная работа. Это изделия народного творчества.

Воспитатель: Правильно. Кубышка-травница и жостовский поднос – это изделия народного прикладного искусства. Какие ещё виды народного творчества вы помните? Посмотрите на экран…

На экране проектора воспитатель показывает фотографии изделий народных мастеров и зачитывает стихотворения или загадки со слайдов:

Гжель – Слайд 7

Хохлома – Слайд 8

Дымка– Слайд 9

Городец – Слайд 10

Последующая работа

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ваши ответы очень меня порадовали. Сегодня я рассказала вам о двух предметах, важных для меня и моих родных. Таких семейных ценностей может быть много. Главное, чтобы они помогали нам быть ближе друг другу, делать нас счастливее! В конце нашего занятия я хочу пожелать вам здоровья и подарить каждому две красные ниточки. Помните, я говорила, что красная шерстяная нить способна излечить человека, если привязать её на запястье больному, а ещё она помогает человеку не заболеть. В это верили наши предки! Одну ниточку вы повяжете себе, а другую подарите дорогому вам человеку.

Воспитатель раздаёт ниточки, помогает завязать узелки.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

реализации педагогической деятельности

в условиях ДОУ заключается в следующем:

В качестве результата мне хотелось бы видеть желание детей приобщиться к народному творчеству, чтобы они уловили связь между прошлым и сегодняшним днём (например, то, что мы, как и наши предки, верим в силу оберегов) Дети должны увидеть, что следовать народным традициям сегодня увлекательно и модно.

Ориентация на семейные ценности и на их связь с традициями народного творчества является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников.

Использованная литература:

  1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
  2. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». — М.: Владос, 2008.
  3. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2005.

Источники Интернет:

  • https: //edu-time. ru/pub/109704
  • https: //videouroki. net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-narodnyie-promysly-rossii-chast-1. html
  • https: //www. maam. ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-narodnye-promysly. html
  • https: //zhostovo. ru/
  • https: //vashobereg. ru/kukly/kubyshka-travnitsa
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год