Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование народного фольклора в повседневной жизни детей раннего возраста.
Фольклор
Автор: Бисиркина Татьяна Алексеевна   
12.01.2021 14:05

Использование народного фольклора в повседневной жизни детей раннего возраста.Использование народного фольклора в повседневной жизни детей раннего возраста.

Детский фольклор-одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку-воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Воспитатели используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Вставай, мой Юрочка.

или:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка-хороший!
Ванечка -пригожий!

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

 

Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста маленький, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

Или:

Встань, малыш еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка-муравка, со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайка -за капусту,
Мышка-за корку,
Детки за молоко.

Или:

Умница Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Воспитатели всех ясельных групп обращаются к потешкам при подготовке детей ко сну:

Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят-поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;
Этот -с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо!

Во время умывания:

Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры-во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора. Воспитатели могут вводить в игры-забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая…»

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В потешках

малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 10 (181) выйдет
7 марта 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год