Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детский фольклор в дошкольном образовательном учреждении.
Фольклор
Автор: Коломейцева Ангелина Рафиковна   
04.12.2022 07:23

Детский фольклор в дошкольном образовательном учреждении.Детский фольклор в дошкольном образовательном учреждении.

Коломейцева Ангелина Рафиковна музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 14 «Подснежник» г. Ступино Московской области

В настоящее время всё актуальней становится проблема приобщения детей дошкольного возраста к фольклорным традициям, в особенности к традициям своего народа, к культуре своего края. Многие люди старшего возраста называют подрастающее поколение «Иванами – не помнящими родства». Сегодня мы с грустью осознаём смысл этого высказывания.

Фольклор, как система знаний и навыков воспитания дошкольников посредством народного творчества складывался столетиями. Народная педагогика собрала самое характерное, что есть нравственных и духовных основах народа, в национальном характере, в системе личностных отношений, эстетических представлениях. Осознание и применение этого опыта является основой нормального развития современного общества. В связи с этим особое значение в современном дошкольном воспитании приобретает обращение к народной педагогике, к детскому фольклору.

 

Детский фольклор вобрал в себя материал из разных источников: это народные костюмы, народные промыслы, песни, сказки, праздники и многое другое. Дошкольники разных возрастов отдают предпочтение разным средствам фольклора. Например, детям ясельного и младшего возраста нравятся песенки-потешки с помощью пальчиков ( «Сорока-сорока», «Ладушки», «Мышка-норушка»), игра на шумовых инструментах (палочках, тарелочках, молоточках и т.д.). Дети старших групп предпочтение отдают дразнилкам, небылицам, частушкам, играм-хороводам. Дошкольники очень любят игры, песни, в которых сюжет превращается в маленький спектакль. Примечательна в этом плане песня «Где был, Иванушка?». Её разучивание начинается с распределения ролей. При этом обращается внимание на манеру поведения персонажей, их характер и движения. Также целесообразно использовать музыкальные инструменты (колотушки, ложки, трещотки) и народные костюмы, атрибуты.

Сама инсценировка народной песни выглядит следующим образом.

Дети выходят пружинящим шагом. Первым заходит Иванушка, за ним парами идут дети: сначала 2 гармониста, за ними девочки.

Дети выстраиваются полукругом.

1. Где был, Иванушка? (Поют девочки, чуть наклонившись, и заглядывая Иванушке в глаза. Одновременно девочки разводят руки в стороны.)

На ярмарке. (Поёт Иванушка. Девочки, выпрямляясь, ставят кулачки на пояс).

Что купил, Иванушка? (Поют девочки, движения такие же, как и на первую строку.)

Курочку. (Поет Иванушка, показывая курочку движением согнутых локтей рук вперёд-назад. Девочки опять выпрямляются, ставят кулачки на пояс)

Припев:

Курочка по сеничкам (Девочки стучат ложками четверными долями)

Зернышки клюет. (Гармонисты «играют» на гармошках. Иванушка любуется собой, выставив правую ногу на пятку, покачивая носком правой ноги вправо-влево, большие пальцы рук заложены на пояс)

2. Где был, Иванушка? (Поют девочки, одновременно разводя руки в стороны)

В горенке. (Ставят кулачки на пояс)

Что купил, Иванушка?

Уточку. (Поет Иванушка, показывая уточку волнообразным движением руки справа-налево)

Музыка припева повторяется, Иванушка пружинящим шагом идет по кругу, широк раскрыв руки в стороны. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы, Иванушка делает энергичный притоп, одновременно поднимая руки в стороны — верх. Эту проходку Иванушка выполняет либо с корзинкой в руке, либо оставив её на полу.

Девочки стучат ложками (16 раз четвертными долями)

В запевах второго, третьего и четвертого куплетов повторяются движения запева первого куплета.

Уточка по лужице плывёт (Девочки делают скользящие движения ложкой об ложку)

А барашек в садике (Дети стучат ложками по коленкам)

Травушку жует,

Коровушка деткам (Стучат ложками то справа, то слева от себя)

Молочко дает.

Музыкальный проигрыш для Иванушки звучит всегда после слов: «Иванушка в горенке песенки поет».

В воспитании и развитии детей – дошкольников особую роль играют праздники на фольклорной основе. Проведение развлечений и праздников способствуют активизации вниманию, мышлению и памяти. Досуговая деятельность на фольклорной основе помогает решению психокоррекционных задач (преодоления замкнутости, помощь в устранении сложности в общении и др.). Всё это приводит к налаживанию внутригрупповых отношений.

При подборе материала для праздника следует выбирать доступные и понятные тексты, песни и стихи. Наиболее используемые праздники в дошкольных учреждениях: «Осенины», «Рождество», «Святки, «Пасха», «Масленица», «Яблочный спас». Каждый из них имеет свою тематику и цель. У каждого праздника своя атрибутика и декорация.

Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового телом и духом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год