Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса конструирования»
Конструирование
Автор: Трусова Елена Александровна   
04.12.2022 13:12

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса конструирования»Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса конструирования»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети, как правило, активно участвуют в исследовательской, экспериментальной, поисково-познавательной деятельности, которая перетекает в игровую и наоборот. В процессе этой деятельности формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется кругозор. Важно, чтобы это проходило в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх. Организовать такую деятельность можно с использованием образовательного конструктора.

Конструирование полностью отвечает интересам обучающихся, их способностям и возможностям, поскольку является основной детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствует навыки и умения, развивается в умственно и эстетически. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

 

Скачать проеграмму

Особый интерес представляет создание творческих моделей роботов различного назначения. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Обучающихся, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Программа кружка «Чудеса конструирования» направлена на формирование у обучающихся познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей в процессе использования образовательного робототехнического модуля конструктора «Технолаб».

1. 1. Направленность программы

Техническая направленность.

1. 2. Актуальность программы

Обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития обучающегося. Для полноценного развития обучающегося необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Конструирование роботов с обучающимися 5 — 7 лет — это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе по направлению «Образовательная робототехника». В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающегося в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Конструирование в рамках программы — процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и обучающихся, обучающихся друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в МОУ.

1. 3. Новизна программы:

Новизна программы заключается в использовании образовательного робототехнического модуля конструктора «Технолаб», который базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Техническое творчество является одним из важных способов формирования у обучающихся дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. В процессе конструирования у обучающихся развиваются психические процессы и мелкая моторика, а также они получают знания о счете, пропорции, симметрии, прочности и устойчивости конструкции.

1. 4. Цель и задачи программы:

Цель программы: формирование у обучающихся интереса к техническим видам творчества: конструированию и робототехнике в процессе использования образовательного робототехнического модуля конструктора «Технолаб».

Задачи программы:

учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение, формировать умения создавать различные модели по образцу, условиям, по собственному замыслу;

учить детей называть детали конструктора, их назначение и применение;

учить правилам безопасности во время работы с конструктором;

учить планировать и организовывать свою работу;

учить конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту, конструировать по заданной теме;

учить конструировать по представлению (без схемы), дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;

учить называть и конструировать плоские и объемные модели;

учить конструировать шагающих роботов, роботов различного назначения;

учить владеть основами моделирующей деятельности;

сравнивать и классифицировать объекты по 2 — 3 свойствам;

учить определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;

уметь придумывать свои конструкции роботов, создавать к ним схемы- рисунки, планировать последовательность действий, воплощать идеи конструкции по плану, получать задуманное;

конструировать индивидуально, в сотворчестве со взрослыми и коллективно по образцу, по условию, по наглядным схемам, по замыслу.

считать и сравнивать числа от 1 до 20.

формирование представлений о роботе, способах конструирования из деталей конструктора;

развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы обучающихся (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального);

развивать мелкую моторику рук;

воспитывать у обучающихся интереса к техническим видам творчества;

воспитывать ответственность, коммуникативные способности, аккуратность в работе;

воспитывать умение работать в коллективе.

1. 5. Отличительные особенности программы

Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию на основе образовательного робототехнического модуля конструктора «Технолаб». Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения «Технолаб», как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и программированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

1. 6.Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования обучающихся:

Обучающиеся старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

1. 7. Сроки реализации программы:

Программа реализуется в течении 1 года.

1. 8. Форма обучения

Очная форма обучения.

1. 9.Особенности организации образовательного процесса:

Группа сформирована из обучающихся одного возраста. Состав группы – постоянный.

Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.

Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

Методы обучения:

познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей);

систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.);

контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов);

соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

1. 10. Форма и режим занятий.

Образовательная деятельность по программе проводятся во второй половине дня, в форме кружкового занятия с обучающимися:

6-7 лет – 1 раз в неделю (среда) длительность 30 минут с 16. 15 до 16. 45

5-6 лет — 1 раз в неделю (пятница) длительность 25 минут с 16. 15 до 16. 40

Общее количество занятий в год – 34.

Вся образовательная деятельность выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному».

1. 11. Принципы и подходы к формированию программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей обучающихся.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

1. 12. Планируемые результаты освоения программы

Обучающиеся должны знать:

название деталей конструктора, их назначение и применение;

правила безопасности во время работы с конструктором;

этапы работы над проектом при конструировании модели по замыслу;

числа от 10 до 20.

Обучающиеся должны уметь:

планировать и организовывать свою работу;

конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;

конструировать по заданной теме;

конструировать по представлению (без схемы);

дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;

называть и конструировать плоские и объемные модели;

конструировать шагающих роботов;

конструировать роботов различного назначения;

владеть основами моделирующей деятельности;

сравнивать и классифицировать объекты по 2 — 3 свойствам;

ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;

определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;

уметь придумывать свои конструкции роботов, создавать к ним схемы- рисунки, планировать последовательность действий, воплощать идеи конструкции по плану, получать задуманное;

выделять «целое» и «части»;

конструировать индивидуально, в сотворчестве со взрослыми и коллективно по образцу, по условию, по наглядным схемам, по замыслу.

выявлять закономерности;

создавать эргономичные модели;

считать и сравнивать числа от 1 до 20.

1. 13. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

творческая работа, выполненная самостоятельно;

участие в конкурсах;

педагогическая диагностика (проводится 2 раз в год (начало и завершение обучения) (приложение №1);

выставки моделей «Юные робототехники».

1. 14. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

выставка моделей «Юные робототехники».

1. 15. Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в помещении развивающего обучения «Весёлая каруселька», соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у обучающихся к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:

столы, стулья (по росту и количеству детей);

интерактивная доска;

демонстрационный столик;

технические средства обучения (ТСО) — компьютер;

презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

игрушки для обыгрывания;

технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;

конструктор «Технолаб». Образовательный робототехнический модуль.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год