Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.
Логопедия
Автор: Овчинникова Т.В. Рафикова Т.Р.   
24.03.2020 19:12

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.

  • Овчинникова Т.В.
  • Рафикова Т.Р.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №407» г.о. Самара

Коррекция речых нарушений дошкольников не может ограничиваться работой в рамах логопедического кабинета. Она продолжается всеми педагогами ДОУво время образовательной деятельности в течение всего рабочего дня. И, конечно, эффективность формирования правильной речи у детей зависит от участия родителей в коррекции речевых недостатков своего ребенка.

Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:

  • определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;
  • познакомить родителей с объемом знаний для успешной под-готовки детей к школе;
  • формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с их детьми;
  • привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;
  • просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.

Мы прониклись мыслью о том, что семья закладывает основы личностных качеств ребенка, в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

 

Накопленный опыт работы с родителями, в семьях которых воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи, свидетельствует о том, что в общении с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, необходима вариативность, которая зависит от культурного и образовательного уровня родителей, от типа взаимоотношений в семье, заинтересованности и понимания пробем своего ребенка. Надо искать новые пути приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами и повышать родительскую мотивацию по отношению к детскому саду и непосредственно к коррекционной работе с ребенком.

При планировании работы с семьями воспитанников необходимо решить вопрос о доли индивидуальной и коллективной работы. У нас сложилось убеждение, что индивидуальные формы работы более эффективны и имеют адресное назначение, соблюдается конфедициальность и доверительные отношения между педагогом и родителями. Индивидуальная форма более трудоемка, затратна по времени, но для достижения цели ее использование оправдано. При этом нельзя отрицать и коллективные формы общения с родителями.

Традиционная форма — родительские собрания- относятся к коллективной форме работы. На них педагоги говорят о том, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям, о проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у врачей-специалистов). На последующих собраниях обсуждаются вопросы подготовки детей к школьному обучению: развитие фонетико-фонематической системы языка, графомоторных навыков, обучению связной речи и расширению познавательных возможностей детей. Наряду с этим используем такие формы работы, как консультации и семинары. Логопеду важно построить общение с родителями так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Преподносимый материал должен быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и иметь практическую направленность. Открытые занятия очень показательны для родителей, овладев на консультациях и семинарах первоначальными знаниями по основам теории и практики логопедии, мамы и папы оцеивают возможности своего ребенка в ходе образовательной деятельности, учатся помогать ребенку дома при закреплении заданий, данных учителем-логопедом.

Традиционно индивидуальная работа с родителями начинается с анкетирования. Здесь очень важно подобрать точные и емкие вопросы, которые в действительности помогут нам в организации работы с детьми. Родители же, отвечая на вопросы анкеты, начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания своего ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

В индивидуальной работе используем видеотеку. С согласия родителей проводится видеозапись индивидуальных занятий. Родители обучаются правильно проводить артикуляционную гимнастику, знакомятся с терминологией, которую использует учитель-логопед в ходе образовательной деятельности, оценивают успешность своего ребенка. В даьнейшем видеозапись помогает отследить динамику развития речи ребенка. Просмотр видеозаписи дома, в спокойной обстановке, позволяет родителям более эффективно участвовать в коррекционной работе.

В совместной работе родителей и педагогов используем копилку игр и упражнений, которая создается конкретно для каждого ребенка в соответсвии с его дефицитами развития. Логопед определяет для игр и упражнений цели и задачи, лингвистический материал, а родители помогают подбирать картинки. Так рождаются новые дидактические пособия, которые могут быть использованы на логозанятиях в ДОУ и в домашней обстановке. Кроме этого, логопед оказывает помощь родителям в создании личной домашней игротеки, включающей в себя игры и упражнения, не требующей специальной подготовки, учитывающей большую загруженность современных родителей, но, позволяющие эффективно закреплять новые речевые навыки и поддерживать их использование в повседневной жизни. Уделяется внимание созданию домашней библиотеки. Даются рекомендации по подбору художественной литературы в соответсвии с возрастными и речевыми возможностями ребенка, объясняется, как работать с прочитанным текстом (какие вопросы задавать, значение каких слов необходимо разъяснять, пересказывать по иллюстрациям к прочитанному тексту). Кроме этого, предлагаем популярную литературу по коррекции и развитию речи ребенка, используются интернет ресурсы.

Проводим мастер-класс по обучению родителей совместным формам образовательной деятельности с детьми по артикуляционной гимнастике, развитию связной речи, формированию звукопроизношения и другое.

Тетрадь для закрепления умений, полученных на логозанятиях, служит для нас «телефоном доверия». Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

Предлагаем план взаимодействия учителя-логопеда с семьями овоспитанников с ОНР, рассчитаной на учебный год.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников

Месяц

Тема мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

1. «Я и мой ребенок». Анализ отношений между взрослым и ребенком  в семье, изучение адекватности позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

2. «Организация коррекционно-образовательного

процесса в условиях логопедического кабинета»

Анкетирование, беседа

Индивидуальная консультация

Октябрь

  1. Работа в индивидуальных тетрадях. Правила и требования. Ознакомление родителей с графиком индивидуальных занятий с учителем-логопедом
  1. «Игровые комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики»

Памятка для родителей «Занимаясь с ребёнком, помните…»

 

Мастер-класс

Ноябрь

  1.  «Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ОВЗ»
  2. «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Мастер-класс

Видеотека

Декабрь

  1. «Итоги работы за I  полугодие». Ознакомление с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы.
  2. «Учим стихи». Презентация поэтапного разучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц)

Открытое занятие

Индивидуальная консультация

Январь

  1. «Учим детей думать и говорить» Познакомить родителей с методами и приемами развития речемыслительной деятельности.
  2. «Что вы читаете детям?» рекомендации по подбору художественной литературы и проведению последующей беседы по прочитанному

Индивидуальная консультация

Домашняя библиотека

Февраль

  1. « Игровое взаимодействие с ребенком. Создание оптимальной развивающей среды дома»
  2. Создание игрушки-антистресса для снятия эмоционального напряжения

Копилка игр и упражнений

Мастер-класс

Март

  1. «Игровые комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики»
  2. Недостатки речи сегодня – трудности обучения завтра

Мастер-класс

Памятка, тетрадь – «телефон доверия»

Апрель

  1. «Грамматические категории, которыми должны владеть дети к школе»
  2. Систематичность –залог положительного результата

Видеотека

Индивидуальная консультация

Май

  1. «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»
  2. По вопросам родителей

Индивидуальная консультация

Индивидуальные консультации

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год