Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, как залог успешного овладения ребенком речью
Логопедия
Автор: Иванова Юлия Николаевна   
28.06.2022 09:50

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, как залог успешного овладения ребенком речьюСоздание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, как залог успешного овладения ребенком речью

В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева (известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада). Насыщая пространство логопедического кабинета, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.

Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

 

Скачать конспект

Восприятие информации от партнера всегда происходит по трем сенсорным каналам: визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (телесно-эмоциональному). Сенсорные каналы восприятия носят название модальность. Каждый человек, обладает всеми тремя типами модальности, но предпочитает, как правило, пользоваться только одним или двумя из трех. Эти предпочитаемые каналы являются ведущими и информация, поступающая через них, обычно расценивается человеком как наиболее достоверная.

Конструирование предметно-развивающей среды логопедического кабинета обустроен с учетом нейропсихологических особенностей каждого ребенка — логопата. Зная, сколько в группе визуалов, кинестетиков и аудиалов, важно определить необходимое количество и качество игрового материала и его расположение.

Визуальная система – восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.

Аудиальная система – восприятие через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.

Кинестетическая система – восприятие через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.

  • Для совместной партнерской деятельности взрослого и детей, для свободной самостоятельной деятельности, создан «Центр сенсомоторного развития». Известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух);

Центр сенсомоторного развития разделен на три блока:

  1. Блок для развития зрительного восприятия: используются игры, направленные на дифференциацию цвета, размера, формы. Используются разноцветные песочные часы, кубики, различные геометрические фигуры. Предлагаются ребенку матрешки разных размеров, пирамидки, конструктор. Так же применяем на занятии разноцветные пуговицы, фишки, цветные карандаши.
  2. Блок для развития слухового восприятия: ребенку предлагаются игрушки, издающие различные звуки. Ребенку предлагается найти предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан, слушаются и поются песни из мультфильмов. Для развития фонематического слуха играем на музыкальных инструментах, играем в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь — дон»; «Угадай на чём играю» и т. д. Используем кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.
  3. Блок для развития тактильного восприятия: предлагаются различные пособия с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; наждачной бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Разные на ощупь игрушки. Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами.

Игры: «Выложи букву», «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» (предлагается такие материалы, как шнурки, палочки, бумага, природный материал,).

Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения.

  • Центр «Играем в театр»: для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрели настольный театр, изготовили пальчиковый театр с маленькими друзьями. Что, несомненно, способствует развитию диалогической речи детей. В кабинете имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей с разным типом модальности и провоцирующий речевую активность.
  • «Центр артикуляционной и дыхательной гимнастики». В данной зоне накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных и дыхательных упражнений. При занятии с аудиалами гимнастика сопровождается стихами и рифмовками. Выполнение гимнастики кинестетами и визуалами сопровождается двигательными подражаниями к стихам.
  • «Центр развития мелкой моторики»: детям предлагаются цветные картотеки с физминутками, су-джок терапия, мячи-ежики, аппликатор Кузнецова.

Данный материал выполнен с учетом все требований для детей все типов модальности.

  • Центр «Релаксации». Способствует стимуляции двигательной активности, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения комфортного самочувствия детей;

Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка. Кинестетикам предлагаем потрогать мягкие игрушки, погладить себя, делаем расслабляющий массаж лица. Просим пройти под сухим дождем, который состоит из атласных разноцветных ленточек. Детям аудиалам включается медленная музыка, шум водопада или леса. А визуалам показываются картинки в нежных тонах с изображением природы. При этом все дети находятся в удобной позе, сидя на подушках.

  • Центр «временно-пространственной ориентации». Данный уголок помогает детям визуально запомнить времена года, месяца и дни недели. Познакомиться с частями суток. Детям-аудиалам мы предлагаем прослушать сказки и стихи о временах года, учим стихи о днях недели. Детям-кинестетикам предлагаем нарисовать время года, а так же характерные признаки каждого месяца. Проводим экспериментальные прогулки: собираем листву, таем снег в ладошке, трогаем траву и землю.
  • «Познавательно-речевой центр»: с целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в кабинете оформлен познавательно-речевой уголок, предоставляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Детям предлагается на выбор материал по развитию звукобуквенного анализа, изучения алфавита, формирование навыков чтения. Для детей-аудиалов мы предлагаем перед работой прослушать музыкальную азбуку, чистоговорки, пословицы. Кинестетикам мы предлагаем на ощупь определить с закрытыми глазами, какая буква перед ними, составить слова из фишек, палочек, выложить букву из крупы или камешек. Весь материал очень яркий, состоит из множества деталей разных по величине, что, несомненно, нравиться на занятиях детям-визуалам.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Учитель-логопед Иванова Юлия Николаевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год