Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование интерактивных технологий в работе учителя логопеда в группах комбинированной направленности»
Логопедия
Автор: Попова Юлия Александровна Антонова Елена Александровна   
13.04.2023 14:28

«Использование интерактивных технологий в работе учителя логопеда в группах комбинированной направленности»«Использование интерактивных технологий в работе учителя логопеда в группах комбинированной направленности»

В современном мире воспитание и образование невозможно без использования технических и компьютерных средств. Наши дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Тем самым, чем раньше ребенок станет осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему в дальнейшем освоить премудрости информационных средств.

Перед нами, педагогами, работающими в комбинированных группах для детей с ОВЗ, стоит задача создания благоприятных условий не только для бытовой, игровой, но и для образовательной деятельности. Поэтому использование современных технических средств является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки.

 

В нашем учреждении 2 группы комбинированного вида — 32 ребенка с ОВЗ различных типов нарушений и диагнозов.

Уже всем известно, что процесс обучения ребенка с речевыми нарушениями требует длительного времени (дефицит внимания, низкий уровень мотивации к обучению, минимум познавательной активности, быстрая утомляемость), постепенно у него утрачивается интерес к занятиям. Гораздо успешнее осуществлять коррекционно-восстановительную работу с детьми и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций учителю-логопеду помогает игра.

Эффективность коррекционной работы во многом зависит от взаимодействия логопеда с воспитателями, поэтому мы постарались организовать ее на оптимальном уровне. Поэтому в группе установлен интерактивный игровой логопедический комплекс «Вундеркинд". Он представляет собой настенную конструкцию со встроенным компьютером и сенсорным интерактивным экраном.

Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, а также в свободной деятельности нами был разработан план индивидуальной работы для каждого воспитанника по автоматизации звуков с использованием игрового логопедического комплекса. Логопед подбирает игры для занятий и доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Интерактивная песочница подходит для любых занятий с детьми в детском саду, материал подается в новой, занимательной форме, ребенок создает свой, неповторимый волшебный мир. Дети учатся находить гармонию в песочной картине, получают опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром, что очень важно для детей с ОВЗ.

Некоторые ребята пробуют себя в роли экскурсоводов, и знакомят других ребят более подробно с жизнью древних животных.

Еще одно топовое место в секторе песочница с подсветкой, она установлена в секторе «Миллион лет до нашей эры», где дети рисуют песком фигуры динозавров, выкладывают их из камней, играют в логические игры — собирают «Колумбово яйцо» и многое другое.

Игры в интерактивной песочнице – это уникальные, удобные в использовании, увлекательные занятия, повышающие познавательную активность и позитивно влияющие на эмоциональное состояние детей. Подобные занятия могут использоваться во всех возрастных группах детского сада. Самой популярной является игра «Найди яйцо динозавра».

Помимо интерактивной песочницы в секторе есть «Стена дружбы», там мы работаем над слоговой структурой слова. У весёлых динозавров есть имена: ГО-ША, ИП-ПО-ЛИТ, АЛ-ЛО-И-ЗИЙ, Э-ЛИ-НА, ВАР-ВА-РА И другие. Дети прохлопывают их имена. Знакомясь с ДИНОзавриками, дети тоже называют свои имена, начиная своё высказывание, так: «Меня зовут ДО-МИ-НИ-КА!» «Меня зовут Я-РОС-ЛАВ! и другие. Узнают названия динозавров: ПТЕ-РО-ЗАВР, ЦЕ-РА-ТО-ЗАВР, МО-НО-ЛОП-ХО-ЗАВР. Рассматривают их изображения: цвет, особенность.

Так же логопед взаимодействует с родителями воспитанников. Формы работы разнообразны: консультативно-просветительская, коррекционно-обучающая и мониторинговая. Самым главным во взаимодействии логопеда и родителей, я считаю взаимодействие и сотрудничество, только так возможно добиться положительного результата.

Учитывая актуальность, используем так же интерактивных лого-роботов «Bee Вot»«Умная пчела». Игры с лого-роботами отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности в непосредственной образовательной деятельности, помогают ее разнообразить, прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Выполняя игровые задания, дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация, также развивается воображение, формируется логическое мышление, дети учатся мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий.

Существует множество игр с лого-роботами, которые развивают

слуховое внимание, такие игры, как:

  • «Слоговые дорожки» – пчелка проходит слоговую дорожку на заданный звук, а ребенок повторяет за взрослым или читает самостоятельно.
  • «Угадай-ка» – взрослый называет звук, а ребенок строит путь к схеме этого звука или ребенок проходит по заранее прописанному алгоритму и когда пчелка доходит до заданного звука – называет его и придумывает слово с этим звуком);

игры на активизацию артикуляционного аппарата и формирование звукопроизношения

  • «Найди нужный предмет, картинку» – ребенок строит маршрут пчелки до заданного артикуляционного упражнения, а потом выполняет его.
  • «Идём к звуку» – выполняя определенные артикуляционные движения;

игры на развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа

  • «Хитрые слоги» – найти картинку или фигуру слова, в котором есть заданный слог и назвать его.
  • «Цепочка слов» – найти соответствующую картинку, название которой начинается на последний звук заданного слова.
  • «Назови все слова с заданным звуком» – надо пройти пчелкой по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции (начало, середина, конец слова);

игры на уточнение и активизация словаря

  • «Что лишнее?» – дойти до картинки, в названии которой нет данного звука.
  • «Слова – наоборот найди, нашу пчелку проведи».
  • «Недорисованные картинки».
  • «Побежали по тропинке, захватив с собой картинки»;

игры на коррекция и развитие грамматического строя речи

  • «Посчитай»
  • «Бабушкино варенье» – найди варенье, которое любишь;
  • развитие связной речи
  • «До скороговорки мы дойдем и её произнесем».
  • «Составь рассказ по серии картинок»

а также игры на формирование пространственных представлений.

Благодаря средствам обучения происходит увеличение эффективности работы логопеда по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ. При условии постоянного использования в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, а также значительно повышается, их речевая активность!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год