Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект Организованной образовательной деятельности. Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»
Логопедия
Автор: Минигулова Наталья Васильевна   
04.06.2023 11:13

Конспект Организованной образовательной деятельности. Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»Конспект Организованной образовательной деятельности. Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Образовательная область «Речевое развитие»

Направление «Развитие речи» (коррекция звукопроизношения) возрастная группа: подготовительная к школе

Подготовил и провел учитель – логопед Минигулова Наталья Васильевна

Имеющая категория: высшая

Педагогический стаж: 44 года

Туймазы, 2023

Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»

Цель. Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях на слух и в произношении

 

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умения дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, словосочетаниях
  • закреплять умения выделять голосом заданный звук в названиях предметов, изображенных на картинках.
  • совершенствовать умения на слух выделять первый и последний звук в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • формировать умения образовывать слова, добавляя заданный слог –Ра, -Ла в конец слова и заменяя в слове звук [Л] на звук [Р].
  • совершенствовать умения образовывать прилагательные от существительных и согласовывать прилагательные с существительными во множественном числе.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать слуховое внимание, межполушарные связи
  • продолжать формировать фонематический слух
  • совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие».

Средства реализации: предметные картинки со звуками [р], [л], схемы для определения места звука, логопеналы (карточки – картинки со звуками Л,Р, массажные мячики, символ твердого согласного звука- светофорик), проектор, ноутбук, смайлики для рефлексии, символы артикуляционных упражнений.

Ход ООД

Организационный момент.

Сегодня к нам в группу пришли гости. Пожелаем нашим гостям «Доброго утра!».

Вспомним правила занятия- по схеме.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.

- Сначала разбудим наш мозг. Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос», «Уши, щеки, нос, лоб»

Пальчиковая гимнастика с массажным мячом

«Сжать кольцо поможет нам

сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

а головушка умнее»

Артикуляционная гимнастика.

- Сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки. «Щетка, грибочек, чашечка, качели, лошадка.»

«Какой звук есть во всех словах?»

Называю несколько слов, ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. (л, р)

Сообщение темы. Мы продолжим играть со звуками Р,Л и четко их произносить.

Игра «Будь внимательным!»

- Предлагаю детям поднять синий светофорик тогда, когда они услышат звук «Р»: В ряду звуков — л,р,м,р, ч, р, л…

В ряду слогов — ла-ра-ша-ка-ра…

- Предлогаю детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат звук «Р»:

В ряду слов — нос, рот, корка, шутка…

Игра «назови картинки»

Четко выделять голосом звуки Л, Р в названиях предметов, изображенных на картинках.

Игра «Назови первый звук в слове»

Игра «Назови последний звук»

Игра «Определи место звука Л в слове» (начало, середина, конец).

Физкультминутка

Две руки перед собой

Две руки над головой.

Две руки назад мы спрячем

И на двух ногах поскачем.

Игра «Закончи слово»

Подобрать нужный слог – -ра или — ла.

пи… шко… кону… ска…

иг… детво… ды… пасти…

но… аку… жа… у…

«Собери слово». Я произношу слово по звукам, а дети называют какое слово я произнесла (Р, О, Т- рот; Л,А, К – лак и т.д.)

Игра «Один-много»

Красивое облако — много красивых облаков

Морская волна — много морских волн

Розовое платье — много розовых платьев

Голубой карандаш — много голубых карандашей

Желтая рубашка — много желтых рубашек

Хрупкий бокал — много хрупких бокалов

Белая ромашка — много белых ромашек

Игра «Превращай-ка». Замените в слове звук [л] на звук [р] и назовите какое новое слово получилось.

Лом – ром, лама — рама

Лак – рак, лозы — розы

Лад – рад, ложь — рожь

Лаз – раз, ложки — рожки

Слайды. Игра «Скажи наоборот» — подбор антонимов.

- Послушайте предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

  • Дедушка старый, а внук (молодой).
  • Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).
  • Зимой снега много, а весной (мало).
  • Баба Яга злая, а фея (добрая).
  • Суп горячий, а компот (холодный).
  • Снег белый, а уголь (черный).
  • Заяц трусливый, а лев (смелый).
  • Ручеек мелкий, а река (глубокая).

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ответьте на вопрос одним словом, четко произнося звуки [р] -[л].

  • Шляпа из соломы какая? — соломенная.
  • Юбка в полоску какая? – полосатая.
  • Варенье из груш какое? – грушевое.
  • Суп из гороха какой? – гороховый.
  • Свет от луны какой? – лунный.
  • Цветы на лугу какие? – луговые.
  • Компот из фруктов какой? – фруктовый.
  • Сок из смородины какой? – смородиновый.

Придумывание сложноподчиненных предложений. «Придумайте предложение с названием любой картинки, используя в предложении слово «потому-что.»

Рефлексия. Вспомните, какие звуки мы старались четко произносить, играя в словесные игры? Выбор смайлика.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год