Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

АВТОРСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ
Логопедия
Автор: Ремённая Екатерина Александровна   
11.09.2023 20:33

АВТОРСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕАВТОРСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

Ремённая Екатерина Александровна

Основной целью индивидуальной логопедической деятельности является формирование навыков правильного произношения. Для достижения этой цели приходится повторять один и тот же материал, что утомляет и ребёнка и взрослого. При этом логопед должен уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, заинтересовывать ребёнка, «превращать» скучные, на первый взгляд, упражнения в интересные, а главное эффективные.

Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, один из которых является применение объемных предметов в коррекционной работе с дошкольниками.

 

В процессе работы я заметила, что объемные предметы вызывают больший интерес, чем плоскостные изображения. Появилась идея, включить в свою работу кубики. Я изготовила из различных материалов (картон, фетр, пластмасса) комплект логопедических кубиков, разной величины. Некоторые кубики оснащены прозрачными кармашками, в которые можно вкладывать наглядный материал в соответствии с задачами каждого занятия, тем самым получилось пособие — функциональное и вариативное.

Цель пособия: разнообразие процесса автоматизации звуков у детей дошкольного возраста.

Пособие решает сразу несколько задач:

  • развивать артикуляционную моторику, просодические и интонационные компоненты речи
  • формировать произносительные навыки
  • развивать фонематическое восприятие
  • совершенствовать лексико-грамматический строй, связную речь.

Кубики я использую на всех этапах формирования навыков правильного произношения:

  • развитие артикуляционной моторики, работаю с большой фетровым кубиком с картинками, ребенок бросает кубик и выполняет «выпавшее» упражнение, либо педагог загадывает загадку, ребенок находит картинку на кубике и выполняет упражнение;
  • уточнение артикуляционного уклада, характеристики звука,

использую кубики на гранях, которых изображены картинки-символы, педагог переворачивает кубик, ребенок уточняет положение органов артикуляции при произнесении звука, дает ему характеристику;

  • произнесение звука изолированно, использую кубикс картинками-символами определенного звука на каждой грани, ребенок переворачивает кубик, произносит автоматизируемый звук изолированно;
  • работа с гласными звуками, использую кубик, на гранях которого изображены символы гласных звуков, ребенок переворачивает кубик, называет гласные звуки, затем ребенок сливает автоматизируемый согласный звук в слоги;
  • автоматизация звука в словах, словосочетаниях, использую кубик, на гранях которого грамматические задания: гномик (образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов); великан (образование существительных с помощью увеличительных суффиксов); несколько одинаковых фигурок (образование существительных множественного числа в Именительном падеже); слово потерялось (закрепление падежных окончаний); кубик с точками (согласование числительного с существительными) дополнительно используется кубик, на гранях которого расположены точки в количестве от 1 до 6; много точек (образование существительного множественного числа в Родительном падеже); жадина (согласование притяжательных местоимений с существительным). Ребенок выбирает картинку на кубике (дополнительный комплект картинок с автоматизируемым звуком заранее подобран) и выполняет все задания на гранях;
  • работа над предложением, используетсясемь акриловых кубиков с картинками, один кубик для выбора героя, два кубика с изображением действий, четыре кубика с изображением предметов. Ребенок по очереди бросает все кубики, выставляет их по порядку и составляет предложение ( «Маша кушает кашу»);
  • составление описательного рассказа, загадки. Работаюс кубиком, на гранях которого символы – задания: величина, цвет, форма, детали, материал, из которого предмет сделан, что можно с предметом делать. Педагог переворачивает кубик, ребенок составляет рассказ, загадку;
  • работа над просодической и интонационной стороной речи проводится с помощью кубика, на гранях которого символы – задания: барабан (умение пользоваться громким голосом); «символ – тише» (умение пользоваться тихим голосом); вопрос (умение произносить с вопросительной интонацией); восклицательный знак (умение произносить с восклицательной интонацией); медведь (умение понижать тон голоса); мышка (умение повышать тон голоса), кубика- «эмоции». Взрослый произносит предложение с разной интонацией, ребенок определяет картинку на кубике, далее ребенок бросает кубик, произносит звук, слог, слово, фразу, скороговорку с той интонацией, которая выпала на грани кубика.

С кубиками можно работать в разных возрастных группах, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых, на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента.

Использование пособия на занятиях позволяет эффективно решать задачи коррекционной работы, совершенствовать речевые навыки. Кубики «Превращают» занятие в интересную игру, вызывают стойкий положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год