Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры с мячом в логопедической работе.
Логопедия
Автор: Борздых Наталья Александровна   
06.01.2024 21:40

Игры с мячом в логопедической работе.Игры с мячом в логопедической работе.

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

скачать конспект

Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий.

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом. Можно:

  • использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука;
  • подбирать их по цвету;
  • вводить с их использованием элементы самомассажа.

Упражнения:

  • сжимание мячика;
  • обхват пальцами;
  • прокатывание;
  • прокатывание между пальцами;
  • разминание между ладонями.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

  1. «Разноцветные шары» — прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
  2. «Дождик» — прокатывание шариков
  3. «Парашютисты» — прокатывание шариков с пропеванием гласных
  4. «Плывет, едет, скачет» — прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
  5. «Спираль»
  6. «Кто быстрее?»
  7. «Снежинки»
  8. «Время года» — закрепление лексики по теме «Календарь»
  9. «Перевертыши» — прокатывание шариков с чтением слов
  10. «Угощение» — использование съемных картинок
  11. «Машина и стрекоза»
  12. «Путешествие колобка» — закрепление навыков пространственной ориентировки.
  13. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей характерны нарушения пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Игры с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.

Упражнения:

  • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
  • выполнение инструкций ( «В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
  • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
  • рисование мячом фигур на полу.

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребёнка в собственном теле и в пространстве (справа-слева, впереди-сзади), закрепление предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани.

Ход игры: дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и друзьям улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева, впереди сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры: по заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребёнка).

Логопед:

От ворот – поворот Вправо и наоборот.

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры: дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

  • «Повторяем дружно звук» — услышишь звук А, стукни мячом об пол
  • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — услышишь звук А, подбрось мяч вверх
  • «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» — развитие длительного речевого выдоха
  • «Разноцветные мячики» — дифференциация гласных и согласных – назови слово
  • «Тихо – громко»
  • Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
  • Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А — и только с этой» — все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» — добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

  • «Мяч бросай и животных называй»
  • «Я знаю пять названий животных»
  • «Животные и их детеныши»
  • «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
  • «Подскажи словечко»
  • «Скажи ласково»
  • «Составь предложение»
  • «Горячий – холодный» (антонимы)
  • «Из чего сделано»
  • «Лови да бросай – цвета называй»
  • «Третий лишний»
  • «Какой по форме»
  • «Один – много» (множественное число),
  • «Один – много – Чего нет»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год