Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»
Логопедия
Автор: Волковская Екатерина Александровна   
13.07.2016 12:34

Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

Учитель — логопед: Волковская Е.А. ст. Крыловская

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем с вами круглый стол. Такое мероприятие подразумевает запас определенных знаний. Я надеюсь, мы будем с вами работать активно и дружно.

Слайд № 1

Тему сегодняшнего мероприятия Вы видите на экране.

 

Всем известно, что педагоги в своей практике часто видят, что дети, приходя в школу, сталкиваются с огромным потоком информации и невозможностью справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются наши дети. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому и пользоваться ими. «Сильные» или более подготовленные дети со временем справляются с этой задачей, а вот «слабые»

Сегодня мы поговорим с вами о том, как же подготовить ребенка к школе.

Вы знаете, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.

Давайте с вами вспомним, с какими проблемами приходят к нам дети: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Слайд № 2

Наверняка для устранения этих трудностей и недостатков вы применяете в своей работе разнообразные методы и приемы. В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми нами используются инновационная технология, которой является мнемотехника.

Слайд № 3

- Скажите, кто из Вас знаком или уже применяет эту технологию?

Оказывается мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.

- Давайте подумаем, как с помощью приемов мнемотехники можно заниматься развитием речи ребенка (предложения специалистов)

Согласитесь, что обычно мы мыслим образами. Многие из нас ко всему прочему являются визуалами, которые очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух. Я, например, в школе запоминала страницу учебника, вместе с картинкой, при ответе я вспоминала картинку по теме ответа, и только потом материал. Нашим детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, ребенок берет книгу, и слышишь от него: «У! Она без картинок!!!». (Личный пример)

Слайд № 4

Все наши выводы подтверждаются словами Сухомлинского:

«Если учить ребенка неизвестным пяти словам, и он будет долго и мучительно их запоминать. Но если связать 20 таких слов картинками, то он их усвоит на лету»

Для таких целей и служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал по развитию речи ребенка.

Слайд № 5

Обратите внимание на изображение следующего слайда. На нем изображена схема.

- Как вы думаете, что мы можем изучить с детьми с помощью данной схемы?

Это всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Как любая работа, мнемотехника включает в себя разные виды работ и строится строится от простого к сложному.

- Назовите какие это виды работы? Давайте подумаем и выстроим их от простого к сложному.

Слайд № 6

Конечно необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

  1. (Составить предложения по мнемоквадратам) Мнемоквадраты это – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
  2. Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки (Составить мнемодорожку, используя мнемоквадраты) – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
  3. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит схематичное изображение, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. (Составить мнемотаблицу, используя мнемоквадраты)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд № 7

Итак, мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных методов и приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Слайд № 8

Так как мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать на всех этапах коррекционной работы. Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении и пересказывании рассказов; разучивании стихотворений, скороговорок, потешек, коррекции звукопроизношения.

А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

  1. Составить рассказ – описание о птице по мнемотаблице.
  2. Составить мнемотаблицу, используя мнемоквадраты, к стихотворению
  3. Зарисовать мнемотаблицу к скороговорке или потешке.
  4. Придумать мнемотаблицу на автоматизацию звука.

-Какие трудности у вас возникли в ходе работы?

Вы заметили, что для изготовления этих картинок не требуется много времени и больших художественных способностей: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Слайд № 9

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов.

- Давайте, вспомним, какие этапы мы использовали в ходе работы с мнемотаблицами.

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Составление (повторение) предложений или рассказа.

Слайд № 10

Вы знаете, что овладение данной технологией сокращает время обучения и одновременно способствует решению многих задач.

- Давайте вместе с вами обобщим и подумаем каких?

  • Развитию связной речи;
  • Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
  • Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.

Слайд № 11

Да, действительно, работа по мнемотаблицам сокращает время, решает многие задачи, а главное способствует подготовки ребенка к школе.

- Давайте на основе всего прослушанного сделаем вывод, чему же мы учим детей перед школой, благодаря использованию данной технологии.

Используя мнемотехнику, мы учим детей:

  1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий и речевого высказывания;
  2. Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.

Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повысить их эффективность. Включая элементы мнемотехники в свою работу, нам удается сформировать готовность ребенка к школьному обучению, выработать навык грамотной обработки информации, научить усваивать сложный материал без умственного и нервного напряжения. Думаю, эти качества очень пригодятся не только детям, но и педагогам, к которым придут наши детки в первый класс.

Для тех, кто заинтересовался сегодняшней темой, и, желает использовать этот метод в своей практике, предлагаю ознакомиться с буклетом, в котором дана литература и интернет-сайты по этой теме.

Слайд № 12

- А также всегда помнить всем известную фразу:

«Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься»

Слайд № 13 Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год