Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».
Математика детям
Автор: Новикова Елена Алексеевна   
07.11.2020 19:37

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников».

Елена Алексеевна Новикова Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад» Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы детского сада. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить совместную деятельность в скучное занятие?

Одна из задач педагогов детского сада — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес. Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а, следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Для этого я использую наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.

 

К ним относятся: игровые проблемные ситуации; математические сказки;

проектная деятельность; элементарные опыты; моделирование и др.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы.

ЧТО СДЕЛАЕТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ?

  • Нетрадиционная форма.
  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  • Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
  • Игровая мотивация.
  • Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
  • Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

Свою работу, в данном направлении, я начала с изучения работ русских и зарубежных педагогов. Исходной точкой теоретического обоснования развивающего обучения можно считать работы И. Г. Песталоцци,

К. Д. Ушинский.

М.В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В.А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках математики — пробный камень мышления». Считаю, наиболее эффективным в этом направлении, является авторский метод

познавательного и творческого развития воспитанников — логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем,

для подготовки мышления детей к усвоению математических знаний. Логические блоки помогают стимулировать и улучшать логическое мышление,

представление множества, операции над множеством (сравнение, деление,

классификация, абстрагирование); формируют представления математических понятий; развивают способность выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия,

обосновывать свои рассуждения; определять форму, цвет, размер, толщину объектов, а также развивать познавательные процессы, мыслительные

операции, творческие способности и воображение. Данную методику, использовала в своей педагогической деятельности, начиная со среднего

дошкольного возраста детей и заканчивая подготовительной группой.

Развитие интеллектуально — творческой компетентности воспитанников

путем создания развивающего образовательного пространства, посредством

использования авторской технологии Дьeнеша, вот цель моей работы

в этом направлении. На подготовительном этапе я проанализировала научно – методическую литературу по данной проблеме. В своей работе я использовала пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для

дошкольников», в котором представлены 4 группы постепенно усложняющихся

игр и упражнений с логическими блоками.

Систематическую работу с использованием логических блоков я начала с разработки перспективного планирования, по возрастам составила картотеку дидактических игр, дополнила развивающую предметно — пространственную

среду группы наборами Дьeнеша и альбомами для них в соответствии с возрастом детей. Работа в этом направлении велась поэтапно. На первом этапе дети

просто знакомились с кубиками и играли с ними. На втором этапе включала в образовательный процесс альбомы к блокам Дьенеша. Ставя блоки на цветные изображения в альбоме, плоские изображения превращались в объемные, что вызывало интерес и положительные эмоции у ребят. В учебной деятельности, при изучении геометрических фигур и

сенсорных цветовых эталонов, я разрабатывала конспекты образовательной деятельности. Нашла применение логическим блокам в сюжетно-ролевых играх

в качестве заместителей предметов, использовала блоки в подвижных играх

с детьми как ориентиры, а так же и в индивидуальной работе с воспитанниками по формированию математических способностей.

Работу по развитию познавательного интереса к математике вела в тесном контакте с семьями воспитанников, рекомендовала родителям использовать занимательный математический материал во время общения с детьми дома. Это способствовало всестороннему развитию дошкольников. Практиковала коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, анкетирование и др.

Мотивируя воспитанников на дальнейшую работу, организовывала совместную деятельность с детьми на основе постановки проблемной ситуации. Создавала условия в свободной игровой деятельности для аппликации, так как блоки хорошо помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, учат ориентироваться в пространстве и закономерностях. За три года работы

дети научились выявлять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартное мышление при выборе вариантов выполнения заданий, проявлять инициативу при решении занимательных задач.

Анализ бесед с родителями моей группы подтверждает, что у большинства выпускников сформирован устойчивый интерес к математике и познанию окружающего мира в целом. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на школьном обучении и общем интеллектуальном развитии, в т. ч. на формировании познавательных процессов личности.

Рекомендации:

  1. Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду: книга для учителя детей. Садовая. — 2-е изд. — дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка -.: Изд. Акад. Пед. Науки РСФСР,

1956. — 520-е ответственны.

3. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие / авт. — компания. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы "Детство").

- Санкт-Петербург: Несчастный Случай, 19

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год