Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера.
Математика детям
Автор: Воронцова Татьяна Константиновна   
15.04.2021 11:46

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера.Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера.

Воронцовой Татьяны Константиновны

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, палочки Кюизенера, ТРИЗ.

Программное содержание:

Цель: закрепление у детей полученных знаний при использовании развивающих игр, развитие счетной деятельности- формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи:

 

Образовательные:

  • закрепить количественный прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Познакомить с составом числа 10 из двух меньших с помощью палочек Кюизенера.
  • Формировать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа с помощью палочек Кюизенера.
  • Формировать умение различать геометрические фигуры по форме, величине.
  • Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
  • Закрепить знания ориентировки во времени (названия дней недели, их последовательность, названия времен года и их последовательность, названия частей суток).
  • Закрепить умения решать задачи первого типа.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, логическое мышление, внимание, память, связную речь, отвечая полным ответом, творчество в поиске детьми вариативных способов с использованием палочек Кюизенера, способствовать проявлению исследовательской активности детей в моделированиях.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий при выполнении заданий, умение работать в коллективе.

Оборудование и демонстративный материал:

  • Воздушный шар.
  • Конверт с письмом и разрезной картинкой профессора.
  • Корзина с мячами
  • Призы
  • ИКТ

Раздаточный материал:

  • Палочки Кюизенера
  • Плоские геометрические фигуры
  • Карточки для составления задач
  • Белые листы

Предварительная работа воспитателя:

  • Изготовление плоских геометрических фигур по количеству детей
  • Изготовление дидактических листов для геометрического диктанта
  • Подготовка карточек с задачами
  • Презентация
  • Изготовление письма и картинки профессора
  • Подготовка мячей с цифрами
  • Подготовка заданий для каждого этапа
  • Индивидуальная работа с детьми

Предварительная работа с детьми:

  • Дидактические игры с палочками Кюизенера.
  • игры технологии ТРИЗ.
  • Решение задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • показ образца с геометрическими фигурами,
  • показ образца числовой прямой

словесные:

  • объяснение решения задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.
  • Оценка детских ответов и речи
  • Вопросы

Практические:

  • дидактические игры
  • выполнение заданий воспитателя

самостоятельная работа детей:

  • придумывание задач на сложение и вычитание.
  • Раскладывание геометрических фигур на листах.
  • Работа с палочками Кюизенера.

Ход НОД

Дети заходят в группу становятся в круг вместе с воспитателем.

В: в круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем.

В: ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:

Здравствуйте! Ты скажешь человеку,

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

Пусть все наши гости и мы будем чаще улыбаться и у всех будет хорошее настроение.

В группе летает воздушный шар, к ниточке которого привязан конверт, в котором письмо и разрезная картинка «Профессор- Математик».

В: Ребята, посмотрите, что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, давайте его откроем и узнаем от кого оно. (дети с воспитателем открывают конверт- в нем разрезная картинка и письмо).

В: что это? Ребята, что надо сделать чтобы узнать от кого письмо пришло?

Д: собрать картинку. (дети собирают картинку)

В: все ясно! Это письмо прислал нам Профессор- Математик! (слайд 2). (дети смотрят на экран, где появляется картинка профессора). Нужно скорее прочитать письмо, может оно очень важное. (воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы уже многому научились за эти 3 месяца. Я хотел бы поздравить вас с успешной учебой и приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти все мои испытания. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы, готовы к испытаниям? (ответы детей). Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка». (дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой.)

В: ну что, ребята, начнем наше путешествие! (один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»). Посмотрите, какая цифра здесь написана? (ответы детей). Правильно, и это наше первое испытание. (воспитатель открывает конверт и читает письмо: «Чтобы справиться со всеми трудностями вы должны быть сообразительными и внимательными. Я предлагаю вам математическую разминку!». (дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя).

В:

  1. Сколько ушей у двух собак?
  2. Сколько дней в неделе?
  3. Сколько глаз у светофора?
  4. Сколько пальцев на одной руке?
  5. Было число 5, а стало число 3. Что нужно сделать чтобы получилось число 3?
  6. Сколько солнышек на небе?
  7. Сколько в неделе выходных дней?
  8. Петух снес яйцо, кому оно достанется?
  9. Если веревка толще нитки, то нитка?
  10. Сколько частей в сутках и какие?
  11. Декабрь- это месяц какого времени года?
  12. Назовите все времена года?
  13. Снега было много, а стало мало. Что это может быть?
  14. Какой сегодня день недели и почему?

В: молодцы! Мы выполнили первое задание. Теперь следующее испытание. (ребенок достает мяч с числом «2» воспитатель читает задание. Замок геометрических фигур. Ответьте на вопросы, связанные с геометрическими фигурами).

В: назови, какая это цифра?

Д: два. (дети проходят за столы и садятся парами).

В: а теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (слайд 3). Вот какой красивый замок у профессора Математика. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите? (ребенок подходит к экрану и называет геометрические фигуры)

Д: квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, круги, трапеции.

В: А теперь посмотрите в каком беспорядке перед вами лежат геометрические фигуры (на столах в тарелочках лежат плоские предметы вперемешку, нужно разложить на белом листе бумаги геометрические фигуры так же как на слайде). (слайд 4). Убрать слайд после того как дети запомнили расположение фигур. Молодцы!

В: ребята, давайте посмотрим, какое у нас следующее испытание? (ребенок достает мяч с цифрой «3» и воспитатель читает задание – работа с палочками Кюизенера). (слайд 5)

В: какая это цифра?

Д: три.

В: профессор предлагает нам отправиться в царство палочек Кюизенера. (дети открывают коробки и начинают работу с палочками). Постойте числовую лесенку от самой длинной палочки до самой короткой. (на экране появляется числовая лесенка). (слайд6).

В: давайте вспомним, какого цвета палочка соответствует какому числу.

Д: белая-1, розовая-2, голубая-3, красная-4, желтая-5, фиолетовая-6, черная-7, бордовая-8, синяя-9, оранжевая-10.

В: а теперь давайте познакомимся с составом числа 10. Покажите мне палочку, которая соответствует числу 10.

Д: оранжевая (дети показывают оранжевую палочку).

В: из каких двух чисел мы можем составить число 10? Начнем спускаться с верху лесенки. Какая палочка стоит перед оранжевой и какое число она обозначает?

Д: синяя, число 9. (дети показывают синюю палочку).

В: положите перед собой оранжевую палочку-число 10, ниже этой палочки положите синюю и скажите сколько не хватает до 10?

Д: 1 белая палочка. (дети кладут рядом с синей палочкой белую).

В: теперь скажите, какая палочка лежит после синий и какое число она обозначает?

Д: бордовая-число 8. (дети показывают бордовую палочку).

В: положите бордовую палочку ниже синей и скажите какой палочки не хватает до 10?

Д: розовой –число 2. (дети выкладывают розовую палочку рядом с бордовой).

В: какая палочка лежит за бордовой палочкой и какое число она означает?

Д: черная-число 7.

В: положите ниже бордовой палочки черную палочку и скажите какой палочки не хватает до 10?

Д: голубой – число 3. (дети выкладывают черную и голубую палочки).

В: какая следующая палочка после черной и какому числу она соответствует?

Д: желтая- число 5

В: положите желтую палочку и скажите какой палочки не хватает до оранжевой?

Д: желтой- число 5 (дети выкладывают две палочки желтого цвета)

В: какая палочка после желтой и какое это число?

Д: красная- число 4.

В: положите красную палочку и скажите какого цвета палочки не хватает до оранжевой?

Д: фиолетовой-число 6 (дети выкладывают красную и фиолетовую палочки).

В: какая палочка следующая после красной и какое число она обозначает?

Д: голубая- число3.

В: положите голубую палочку и добавте к ней ту, которой не хватает до числа 10.

Д: к голубой надо добавить черную – число7. (дети добавляют палочку черного цвета).

В: какая палочка идет после голубой и какое это число?

Д: розовая- число 2. Нужно к розовой добавить бордовую и получится оранжевая палочка- число 10.

В: какая следующая палочка после розовой и какое число она обозначает?

Д: белая число 1. Нужно к белой палочке добавить синюю и получится оранжевая палочка число 10. (дети добавляют к белой палочке синюю и получают число 10).

В: молодцы. А теперь проведем физкультминутку (дети стоят у столов)

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол гонял,

В пятницу я прыгал, бегал,

А в субботу, воскресение

Целый день я отдыхал (дети имитируют движения согласно тексту). (дети садятся на места).

В: давайте посмотрим какое следующее испытание нам приготовил профессор. (ребенок достает мяч с цифрой «4»). Какая это цифра?. Посчитай до 10 начиная с этой цифры и обратно до этой цифры.

Д: 4.5.6.7.8. 9. 10. и обратно: 10,9,8,7, 6, 5, 4.

В: задание такое (воспитатель читает письмо: посмотрите на экран и назовите пропущенное число). (слайд 7,8, 9). ответы детей.

В: какое же следующее задание? (ребенок берет мяч с цифрой «5») посчитай обратным счетом от 10 до 5. (ребенок считает). Воспитатель читает задание: «теперь я хочу проверить кто из вас самый ловкий и внимательный. Игра называется «Что где?») (Дети встают в круг. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Кто справа от тебя?», «Что у тебя над головой?», «Что позади тебя?» и т.д. ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос).

В: молодцы. А теперь проходим на места и приступаем к последнему заданию (ребенок несет мяч с цифрой и называет ее «6», а воспитатель читает задание: на экране появляются картинки и вы по ним должны составить и решить задачи) (слайд 10, 11).

В: давайте вспомним из каких частей состоит задача?

Д: из условия и вопроса. (дети составляют задачи).

В: хорошо. Вы сегодня справились со всеми заданиями профессора. Давайте вспомним, что мы сегодня проходили.

Д: счет до 10 и обратно, геометрический диктант, решали задачи, изучали состав числа 10, вспомнили дни недели, времена года, части суток.

В: а теперь посмотрим какие же призы приготовил нам профессор). закройте глаза и произнесите волшебные слова:

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись. (воспитатель достает из стола игры и просит детей открыть глаза).? (слайд 12 с картинками дидактических игр)

В: а теперь давайте скажем «до свидания» нашим гостям и пригласим их еще в гости.

Д: до свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год