Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра «Танграм»
Математика детям
Автор: Попова Дарья Геннадьевна   
04.01.2023 10:14

Дидактическая игра «Танграм»Дидактическая игра «Танграм»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26»

Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна

Актуальность:

Головоломки – игрушки на все времена. С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра — головоломка «Танграм». В наше время тоже очень много людей, которые увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Это способ развлечения и возможность развития логического мышления и геометрической интуиции.

 

Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами. Магический квадрат, как и другие логические задачи и головоломки, отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер.

Пояснительная записка.

Логическое мышление в дошкольном возрасте формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи развивающих игр-головоломок.

Методическая ценность.

В игре формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Область применения.

Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная.

Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи.

Возраст детей. 4+

Материал.

Целлюлоза, бумага, пластик.

Оборудование.

  • Набор геометрических фигур (Танграм-5шт)
  • Набор схем

Цель: создание условий для развития наглядно-образного мышления, познавательных и творческих способностей, закрепление у детей знания геометрических фигур в процессе организации игры-головоломки «Танграм».

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.
  2. Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.
  3. Способствовать эмоциональному общению детей друг с другом и педагогом через организацию игр-занятий.

Правила игры:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
  • При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
  • Элементы фигур должны соприкасаться друг с другом.
  • Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

Игра №1 «Собери по схеме»

Цель: Закрепление умения работать по схеме

Взрослый показывает ребёнку карточку со схемой, ребёнок собирает фигуру соответствующую схеме.

Игра№2 «Собери квадрат»

Цель: закрепление умения собирать квадрат из геометрических фигур.

Ребёнок выкладывает квадрат из разных геометрических фигур.

Игра№3 «Повтори фигуру»

Цель: воссоздание фигур по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Ребёнок повторяет фигуру по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Игра №4 «Придумай»

Цель: Формирование умения детей творчески, нестандартно мыслить.

Ребёнку нужно придумать и выложить свои фигуры, похожие на людей, животных и др.

Игра №5 «Сочини сказку»

Цель: Развитие умения детей творчески мыслить.

Ребёнку предлагают сочинить сказки, где все предметы собраны из танграмов.

С помощью танграма можно обыгрывать русские народные сказки.

Например: «Теремок»

Стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок. Кто в тереме живёт, кто в невысоком живёт. Ребята, а каких животных можно поселить в теремок? (дети собирают из танграма различных животных).

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.

«Волшебный танграм»

Цель: развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников через использование игры-головоломки «Танграм»

Задачи:

  1. Учить определять зависимость при делении целого на части, создавать силуэты из геометрических фигур;
  2. Закреплять умение сравнивать величины по площади;
  3. Упражнять в решении логических игр и головоломок.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: геометрические фигуры разного цвета; танграм; квадраты и прямоугольники.

Раздаточный материал: 3 прямоугольника и ножницы; игра «Танграм» и образцы; тетради в клеточку; карандаши.

Предварительная работа: беседа с детьми: знакомство с головоломкой «Танграм»

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель с детьми стоят полукругом. В руках у детей геометрические фигуры разного цвета. Математическая разминка (порядковый счет).

Жил осьминог со своей осьминожкой,

И было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый – зеленый, (Встает ребенок с зеленой фигурой.)

Второй – фиолетовый, (Встает ребенок с фиолетовой фигурой.)

Третий – как зебра, весь полосатый, (Встает ребенок с полосатой фигурой.)

Белые оба – четвертый и пятый, (Встает ребенок с белой фигурой.)

Шестой – темно-синий от носа до ножек, (Встает ребенок с темносиней фигурой.)

Желтый-прежелтый – седьмой осьминожек, (Встает ребенок с желтой фигурой.)

Восьмой – словно спелая ягода, красный. (Встает ребенок с красной фигурой.)

Словом, не дети, а тюбики с краской.

Основная часть

Дети проходят за столы, на которых лежат по 3 бумажных прямоугольника и ножницы.

– Осьминог со своей осьминожкой сегодня делили на 2 части прямоугольники немножко... Но у них ничего не получилось. Поможем им. У вас на столах 3 прямоугольника. Их нужно разделить на 2 равные части, но по-разному.

– Как можно назвать одну из частей? (Половина.) Как вы убедились в равенстве этих частей? (Наложением одной части на другую.)

Дети выходят из-за столов, делятся на 3 команды. У каждой команды логические квадраты.

– Осьминожки играли с морскими ежами в прятки. Ежи спрятались, и осьминожки не могут их отыскать.

– Помогите определить, какого цвета квадраты, под которыми спрятались морские ежи?

– Вынырнули осьминожки из воды и увидели на берегу диковинное животное. Прибежали домой и рассказывают папе и маме, что видели. Потом взяли игру «Танграм» и выложили из геометрических фигур это животное. И вы попробуйте.

Дети парами выкладывают за столами силуэт кенгуру из геометрических фигур.

– Пригласили осьминожки своих друзей, морских ежей, покататься на плотах. Взяли они 2 плота и решили расположиться на них. Как вы думаете, на какой плот уместятся все осьминожки и морские ежи?

Плоты (2 разноса) разного размера, осьминожки – это квадраты, ежи – прямоугольники. Дети устанавливают, какой плот больше, а какой меньше, раскладывая геометрические фигуры на коробках-плотах.

– Почему не уместились морские животные на этом плоту? (Он по размеру меньше.) Да, площадь его меньше, а площадь другого плота больше.

– Осьминожки говорят вам спасибо за умелые действия и приглашают за столы поработать в тетрадях.

Дети выполняют в тетрадях задания.

Заключительная часть

Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Скажите, что вам запомнилось больше всего (дети высказываются по кругу).

Рефлексия «Нарисуй настроение»

Дорисуйте, пожалуйста, на смайликах свое настроение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год