Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логические блоки Дьенеша как средство логического мышления детей дошкольного возраста.
Математика детям
Автор: Павлова Наталья Геннадьевна   
08.01.2024 17:51

Логические блоки Дьенеша как средство логического мышления детей дошкольного возраста.Логические блоки Дьенеша как средство логического мышления детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивают новое. На решение этой за-дачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Как сделать, чтобы бы познавая математику, ребенок достиг успеха?

Практика обучения показала: на успешность влияет не только содержание материала, но и форма, средства подачи, которые способны вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста надо помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Обучая детей в процессе игры надо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев, этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте можно активно тренировать способности ребенка логически мыслить.

 

В дошкольных образовательных учреждениях имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственно-го, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Одним из наиболее результативных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для раннего раз-вития логики и, прежде всего, для под-готовки мышления к восприятию математики.

Занятие и игры с использованием блоков влияет на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:

  • ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать (группировка предметов по их свойствам), обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • развитию познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания, воображения
  • развитию творческих способностей: моделирование и конструирование
  • воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста с формами предметов и геометрическими фигурами. С логическими блоками дети могут выполнять различные действия: выкладывать, менять местами, убирать, прятать, искать, делить между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждать.

Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур:

  • четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
  • трех цветов (красный, синий, желтый)
  • двух размеров (большой, маленький)

- двух видов толщины (толстый, тон-кий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: фор-мой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Блоки Дьенеша являются эффектив-ным дидактическим материалом, кото-рый удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блока-ми дети сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время выпол-няют задания более сложные. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более.

Наряду с логическими блоками при-меняются карточки-изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры:

  • цвет обозначается пятном
  • размер – домиком (большим или маленьким)
  • форма – изображением фигуры
  • толщина – силуэтом человечка тол-стым или тонким

- перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства (к примеру, пере-черкнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая).

Комплекты карточек можно использо-вать не только вместе с блоками Дьене-ша, но и для самостоятельных игр. Ис-пользование карточек позволяет разви-вать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Существуют альбомы для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка. Наличие картинок существенно разно-образит количество игр.

Системное включение игрового мате-риала – блоков Дьенеша в различные формы организации детской деятельности способствует эффективному развитию логико-математических способностей дошкольников.

Павлова Наталья Геннадьевна

Воспитатель высшей квалифика-

ционной категории,

ГБОУ «Школа Перспектива», ДО «Знайки», г. Москва.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год