Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Формирование математической грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»
Математика детям
Автор: Столярова Екатерина Валентиновна   
15.10.2024 00:02

Опыт работы «Формирование математической грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»Опыт работы «Формирование математической грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»

Автор: воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» Столярова Е.В.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Практика показала, что дети проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. Они начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава.

В связи с этим я задалась вопросом как лучше понятно и в доступной форме познакомить детей с количеством, формой, величиной предметов, научить их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени.

 

Я пришла к выводу, что можно повысить мотивацию дошкольников в развитии математической грамотности через использование развивающих игровых технологий.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к математике с помощью игровых технологий

Для реализации поставленной цели составила следующие задачи:

  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических, подвижных игр математического содержания
  • развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой
  • формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности; знакомить с основными геометрическими фигурами – шар, куб, круг, квадрат, треугольник
  • помогать осваивать способы ориентировки в пространстве и времени
  • воспитывать терпение, заинтересованность.

Реализацию поставленной цели я начала с изучения задач для данной возрастной группыи построения предметно-развивающей среды.

На начальном этапе для привлечения интереса моих дошколят к выполнению разнообразных математических заданий я оборудовала познавательный центр «Занимательная математика». В нем есть: сортеры, кубики, шнуровки, вкладыши, конструкторы, счетные палочки, разнообразный раздаточный материалс учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребят и способствующие развитию математических представлений.

Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я строю свою работу по принципу, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации детской деятельности – игра. Поэтому для повышения уровня знаний моих воспитанников я использую не только дидактические игры и упражнения по формированию математической грамотности, но и пальчиковые игры, подвижные игры, хороводные, театрализованные игрыво всех видах деятельности (на занятиях, в свободной деятельности, прогулке, в режимных моментах).

Следуя словам Конфуция «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать – и я научусь» я многоигр делаю своими руками, чтобы детям было интересно, они больше действовали и лучше усваивали материал.

Например: многофункциональная дидактическая игра «Собери матрешку».

Ребятам даю готовый шаблон матрешки, и им нужно собрать свою матрешку, например, украсив геометрическими фигурамиили собрать целую матрешку из частей и т.д. С помощью этой игры знакомлю детей с основными геометрическими фигурами– круг, квадрат, треугольник; понятием – целого предмета из двух, четырех частей, ориентировкой «лево — право»; с основными цветами.

В наш век компьютерных технологий я сделала своего рода ноутбук — многофункциональную игру «Занимательный матембук».

Цель матембука: развитие математических способностей младших дошкольников посредством дидактических игр на основе сказок.

Так как дети очень любят сказки, я решила сделать игру по русской народной сказке «Три медведя» на липучках. По картинкам рассказываю сказку и с детьми закрепляем счет до трех, определяем величину и размермедведей, мисок, стульев, кроватей «большой — маленький», «высокий — низкий».

Для поиска и усвоения знаний о геометрических фигурах, основных цветах и развития сенсорики есть игры: «Спрячь колобка», «Спрячь мышку», «На какую фигуру похож предмет». Мои дошколята с удовольствием играют моим матембуком.

Одна из любимых игр моих ребят составление геометрических фигур из палочек. Предлагаю, например, сложить квадрат, треугольник по образцу. Это помогает в запоминании названийгеометрических фигур.

Для усвоения понятия «один — много», «одинаково» используюигры с предметами.

Предоставила каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать. А я задаю наводящие вопросы. Например: Маша сколько ты взяла игрушек, а что надо сделать, чтобы было много?

Игры с предметами для ориентировки в пространстве определяем, какая игрушка, где стоит. Например: машинка стоит «перед» куклой, кубик находится «справа» от мяча, самая большая матрешка находится за маленькой.

Играя с конструктором в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Например: синий домик выше, чем красный, желтый забор ниже, чем зеленый. При строительстве мостика определяем длину белый мостик «длиннее», чем красный.

При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения «Магазин» — один предмет покупаем, два или много. Использую здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов.

Для закрепления играем в подвижную игру «Игрушки в магазине», я по очереди бросаю мяч детям. Они ловят его двумя руками, при этом отвечают на вопрос «Где стоит машина?» «Что стоит за/ перед?»

Физкультминутки, упражнения на счет движений.

Например: Сколько елочек зеленых, (показываю 3 елочки)

Столько выполним наклонов.

Мы подпрыгнем столько раз

Сколько бабочек у нас. (показываю 3 бабочки)

Сколько точек будет в круге (1 точка)

Столько раз поднимем руки.

Сколько шариков у нас, (много шариков)

Столько и подпрыгнем раз.

Играя на прогулке, мы считаем и сравниваем камушки, листья, цветы. Гуляя, по территории детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.

Для ориентировки временных отрезков: утро, день, вечер, ночь, играем с мячом в словесную игру «Когда это бывает?» Например: солнышко просыпается утром, а спать ложится — вечером.

Большую роль в развитии математических способностей играют и подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Часто в работе использую задания, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например: «большие и круглые» — мячи, «зеленые, не треугольные» — кубики, «не красные, не круглые» — машинки.

Одна из годовых задач в нашем детском саду хороводные игры, я их тоже стала использовать для формирования математической грамотности. Например: хороводная игра «Огородная — хороводная». Считаем с детьми овощи, когда раздаю маски и во время игры показываем руками и повторяем слова: «вот такой ширины – вот такой вышины».

В свободное время предлагаю детям самостоятельные игровые и практические упражнения. Например, игры: «Найди место предмета», «На какую фигуру похож предмет?», «Что изменилось». В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством.

Главными моими помощниками являются родители. Они принимают активное участие в оформлении и пополнении математического уголка в группе, помогают мне в изготовлении дидактических игр. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Я стараюсь использовать разные формы работы с родителями: беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы.

С нового учебного годапрошло маловремени, но я уже могу отметить, чтомои дошколята лучше усваивают материал, когда им это интересно, можно потрогать, подействовать.

Я убедилась в том, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, поэтомув дальнейшем я планирую продолжать работу поиспользованию игровых технологий поформированию математической грамотности. Ведь они дают большой заряд положительных эмоций не толькодетям, но и мне.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год