Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Занятия по Музыке
Автор: Полева Дарья Константиновна   
15.08.2019 08:49

Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяМузыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Полева Дарья Константиновна МБДОУ «104»

Время не стоит на месте, с каждым годом появляются новые инновации, не отстают от них и образовательные процессы, появляются новые инновационные технологии.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

 

Меняется и сам человек в целом, появляются новые социальные отношения, которые в свою очередь обусловили изменение требований к личности со стороны общества.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов, является полноценное развитее детей с ограниченными возможностями. С каждым годом появляется все больше инновационных технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья: навыков социального взаимодействия, уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку с ОВЗ для успешного вхождения в социум.

В настоящее время, каждое дошкольное учреждение комбинированного вида принимает детей с ограниченными возможностями, что позволяет им социализироваться. Несомненно, каждый из ДОУ должен быть оснащен благоприятной социально-педагогической развивающей средой, включающей в себя предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного, коммуникативного и творческого развития, для развития всех видов деятельности.

Одной из новых инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ является музыкотерапия, она наиболее ярко выражает эмоциональное состояние дошкольника.

Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Музыкотерапия как наука стала известной в 19 веке, а в 20 веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в это время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний. [1]

Сегодня музыкотерапию подразделяют на 2 вида воздействия: физиологическое и психологическое. В первом случае определенные участки мозга начинают активно работать, в связи с воздействием музыки и ритма на мозговые структуры. Во втором случае — мелодия способна вызывать положительные эмоции, приятные воспоминания, ассоциации, которые наилучшим образом влияют на улучшение настроения. [1]

Музыкотерапия может быть активной и пассивной. Активная музыкотерапия заключается в самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация. Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья.

Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить необыкновенные образы.

Данную технологию можно использовать как дополнительно образование в рамках дошкольных учреждений. Все занятия должны проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не должна превышать 20-25 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов занятие музыкотерапии строится с равномерным распределением психофизической нагрузки.

На музыкальных занятиях используются различные формы работы: релаксация, пластические этюды, ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы, логоритмические упражнения. Проведение подобных упражнений способствует развитию самостоятельности в выполнении несложных движений под музыку.

Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную систему работы ДОУ. С помощью педагога дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными. У детей проявляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Дошкольники учатся не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашенными гостями. Формирование музыкальных способностей у дошкольников на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. [2]

Несомненно, и данной технологии есть противопоказания.

  1. Дети, предрасположенные к судорогам
  2. Дети, страдающие отитом
  3. Дети с внутричерепным давлением

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. [4]

Так, например: — для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; — для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта; — для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского [3]

Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптировать к окружающей среде. Все выше сказанное говорит о том, что музыкальная терапия является одним из главных способов коррекции разных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения. [4]

Список литературы:

  1. Березинская Е.И. Воспитание музыкой // — 2007. — № 5. — с.38 — 45
  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. — М.: — Педагогическое общество России, 2004. — 95 с.
  3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. — 90 с.
  4. Гончаров А. Современные технологии музыкотерапии
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (125) выйдет
9 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год