Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников
Нравственное воспитаение
Автор: Карапетян Инга Николаевна   
19.08.2017 08:57

Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанниковВлияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми рассматривается как основной принцип новой парадигмы образования. Это требование к дошкольному образованию на современном этапе, которое отражено в государственных документах. (1, 8)

Теоретической основой личностно-ориентированного взаимодействия является идея гуманизма (А. Маслоу, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), которая отражает в общественном сознании обострившуюся потребность в преодолении определенных социальных явлений, попирающих права личности.

Гуманизм (человечный) – система мировоззрения, основу которой составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. В воспитании и обучении гуманизм выражается в идеи уважения к ребенку, глубокое понимание его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.

 

Скачать конспект

Если преломить нравственно воспитание, под которым мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям, нормам и правилам, заложенные в данном обществе, через личностно-ориентированное взаимодействие, то можно увидеть, что оно нацелено на преодоление авторитаризма, на необходимость коренного изменения отношения к ребенку: признание его в качестве субъекта воспитания и обучения.

В общественно-педагогическом сознании ясно прослеживается мысль, что при учебно-дисциплинарном взаимодействие, побуждающий мотив выполнения моральных правил является не осознание их значимости и справедливости, а подчинение взрослому. При этом исчезает в общении с воспитателем эмоциональный комфорт, удовлетворяющий потребности детей; не проявляется, так необходимой для ребенка, настойчивости, целеустремленности.

Важную роль в формировании нравственности ребенка, то есть его моральных качеств, неких правил и этических норм, которыми будут он руководствуется в своём выборе, определяет стиль общения педагога с детьми. Личностно-ориентированный педагог выбирает тактику общения – сотрудничество, которая предполагает понимание, признание и принятие ребенка; умение стать на позицию, учесть точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции (3).

Как будет поступать воспитатель, ориентировавшийся на личностный подход, при формировании нравственности у детей? Другими словами, как он работает с детьми? Например, воспитатель формирует коллективные взаимоотношения детей, особый акцент делая на дружеских отношениях между ними. За основу педагог возьмет следующие методами и приемами:

  • при решении конфликтных ситуаций учитывать точку зрения ребенка, а также его способы их решений
  • вместе с детьми вежливо и доброжелательно обсуждать проблемы, думать, как поступить, не давая готовых вариантов ответов; организовывать обмен мыслями и мнениями; при отсутствии правильных ответов предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок
  • успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта
  • разговаривать с детьми, выбирает позицию «на уровне глаз»
  • обсуждать проблему не только с группой детей, которая вступила в конфликт, но и каждым ребенком индивидуально из этой группы
  • внимательно относится к эмоциям и чувствам ребенка
  • собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям
  • привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга — своим примером и предложениями побуждать детей к проявлениям взаимопереживания (сочувствия, жалости), чувства радости за другого, взаимопомощи
  • при организации совместной деятельности помогать координировать действия детей, учить их учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игры
  • стремится разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.
  • помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
  • использовать игровые приемы
  • обращать внимание детей на знаки дружбы, которые они оказывают (или не оказывают) друг другу (поделился, простил, помирился, помог; проявил сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброту).
  • выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей
  • находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, подбодрить, помочь справиться с трудным действием
  • стараться пробудить инициативу, самостоятельность, творческое проявление; подкреплять добрые намерения ребенка
  • создавать ситуации, когда ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля является общий
  • привлекать детей к принятию решений
  • ставить вопросы, побуждающие к размышлению
  • усиливать мотивацию деятельности детей через поощрение, одобрять стараний детей, развивать рефлексивную деятельность: осознание своих достижений, понимание ошибок
  • стимулировать эмоциональное переживание успешности разрешения конфликта/проявления дружбы; стремиться к созданию ситуаций успеха в коллективе для каждого ребенка
  • поощрять волевые проявления при достижении целей ребенка, инициировать потребность к раскрытию своей индивидуальности
  • указывать на ошибки детей мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка
  • чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением
  • порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности
  • хвалить при всех, а делать замечание индивидуально.

Эти методы и приемы, формирующие нравственные качества детей, будут личностно-ориентированными. Они выражают ценностные установки воспитателя, которые отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы.

Общеизвестные слова К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя[7], подтверждают мысль о том, что личностные качества педагога во взаимодействии с детьми также играют огромную роль в формировании их нравственного воспитания.

Рассмотрим, такое нравственное качество педагога как гуманность. Оно определяется как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (всем субъектам образовательного процесса — ребенку, коллеге и т.д.) как к высшей ценности. Среди качеств, считает Г.М. Коджаспирова, характеризующих педагога-гуманиста, являются аттракция, способность к эмпатии, к рефлексии, креативность, сензитивность к потребностям ребенка. В.А. Сластенин пишет, что это любовь к детям, долг, самоотверженность, ответственность, такт, справедливость. (2, 6)

«Интериоризация гуманистических ценностей педагогической деятельности создает фундамент педагогической культуры педагога. И что особенно важно, гуманистические ценности приобретают для педагога личностный смысл, становятся внутренними детерминантами его саморазвития, самоопределения, саморегуляции» [2, С.45].

Воспитать детей гуманными невозможно, если сам педагог не обладает такими качествами, а только на уровне сознания принимает идеи гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода.

Согласно теории «личностных вкладов» В.И. Петровского, человек своей реальной деятельность и общением, производит существенные изменения и в себе, и в других людях, поскольку осуществляет определенные «вклады» себя, своих сил, способностей, ума, характера в других людей [4, 5).

Именно этими персональными «вкладами» в других измеряется личность, если руководствуется гуманистическими ценностями. Это положение в наибольшей степени относится к педагогу, так как суть его деятельности — содействие развитию воспитанника, ученика. Отражаясь в ребенке, он выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого ребенка на вещи, формирующее у него новое побуждение, ставящее перед ним новые цели. В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя «оформляется воспитательная позиция личности» и она во многом зависит от конкретного устройства общества. Так, в эпоху тоталитаризма, проповедуя идеологию человека «винтика», воспитательная позиция педагога была «Делай, как Я!». В современных условиях при демократизации общественной жизни воспитательной позицией будет «Не рядом и не над, а вместе!». Очевидно, что эта позиция в рамках личностно-ориентированного похода.

Из выше сказанного следует, что личностный подход во взаимодействии с детьми, позволяет ребенку стать как бы творцом моральных правил, регулирующих его отношения к деятельности, к сверстникам, к самому себе, и, главное, затрагивает его эмоциональную сферу, позволяет достичь такого положения, при котором поступок, соответствующий моральному правилу, становится личностно значимым для него. Уходят двойные стандарты – для тети и для себя, когда за пределами контакта с воспитателем, поведение детей остается ожидаемым и должным.

Список использованной литературы:

  1. Закон Российской Федерации об образовании. — М: Мозаика — Синтез, 2013. — 272 с.
  2. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие. -М., 1994. — 344 с.
  3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. — С. 10-23.
  4. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  5. Петровский, В.А. Личность как субъект активности //Психология личности. Т. 2. Хрестоматия /Сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 467- 488.
  6. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год