Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание
Автор: Бедняжкина Е.А. Максимова Р.М.   
01.04.2023 08:07

Опыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-правовому воспитанию детей дошкольного возраста

  • Бедняжкина Е.А., воспитатель
  • Максимова Р.М., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №396» Приволжского района города Казани

Подрастающее поколение в России вызывает большую тревогу, увеличилось количество больных детей, наркоманов, сирот, бездомных детей. Нарушается одно из основных прав «Конвенции о правах ребёнка» – право на полноценное детство. И это происходит чаще всего из–за незнания закона о правах, как взрослыми, так и самими детьми.

Работая по данному направлению с родителями и детьми, поставили перед собой задачи по организации работы в группе в соответствии с международными нормами прав ребенка, правовому просвещению родителей, выявлению группы семей риска, в которых возможно происходит нарушение прав ребенка и содействие в защите прав и достоинства детей.

Проблему защиты прав ребенка невозможно решать только на уровне ДОУ, поэтому необходимо вовлекать в нее родителей. Для работы с родителями намечены цели, которые заключаются в следующем:

  1. Вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка.
  2. Познакомить родителей с документами, защищающими права ребенка.
  3. Познакомить родителей с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка».
  4. Помочь родителям в общении друг с другом, развитии у них уверенности в своих воспитательных возможностях.

Для этого в группе для родителей сделаны информационные папки: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка». Работа осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом детского сада. Это помогает осмысливать результаты, принимать оптимальные решения в каждой ситуации. Для выявления различных аспектов проблемы с родителями, разработали и предложили анкеты: «Права ребенка; — можно ли воспитывать без наказания», «Проблемы современной семьи». В работе с родителями решаем следующие задачи, умение понимать собственного ребенка не ущемляя его право на гуманное обращение, уважение достоинства его личности, увидеть истинные причины заболевания детей, развивая у родителей ответственность за сохранение здоровья своего ребенка.

Работа с детьми проводится в рамках ФГОС. Знакомим детей с «Конвенцией о правах ребенка», способствуем усвоению общественных норм и правил поведения, чувство собственного достоинства, уважение и терпимость к людям другой национальности, развиваем чувство ответственности, сознание своих прав, иметь собственное мнение в выборе друзей.

Ребенок должен знать свои обязанности и права. Для этого, начиная с младшего возраста, в увлекательной игровой форме знакомим детей, на материале сказок с правами и обязанностями. Содержание статей «Конвенции» довольно сложно для понимания детей и поэтому в заключение мероприятия используем метод прослушивания стихотворений, пословиц отражающего смысл содержания данной статьи. Так, например, для объяснения статей о правах ребенка, удобно брать в качестве основы сказки, а также отрывки из художественных произведений.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников. Закрепляем полученные детьми знания в вечернее время, на прогулках, в индивидуальных беседах с использованием игр, создании проблемных ситуаций. Используем разнообразные приемы и методы: чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок; разучивание подвижных игр с правилами.

С детьми нужно не только читать и разбирать проблемные ситуации, но и стараться их инсценировать. Участвуя в инсценировке, дети знакомятся с окружающим миром через образы. В процессе работы незаметно формируется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего?

Таким образом, это позволяет решать многие педагогические задачи. В ходе образовательной деятельности у детей, прежде всего, развиваются такие качества, как доброта, любовь, дружелюбие и милосердие. Формируется осознание собственной ответственности за все, что происходит вокруг, стремление помочь тому, кто рядом, готовность сделать свою жизнь и жизнь окружающих нравственной, происходит сознательный отказ от агрессивности. В результате исчезает агрессия, беспокойство и на первый план выходит радость, дружелюбие и прощение.

Следовательно, для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и обязанностях, о свободе, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию. Подводя итоги своей работы, становится очевидным, что при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребёнок начинает проявлять свои знания и умения в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает в сознательное отношение к жизни. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий. Способы воспитания должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию. Нравственно-правовому воспитанию дошкольников необходимо уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Поэтому, актуальность нравственного воспитания детей определяется самой жизнью, заслуживает самого пристального внимания, т.к речь идет не просто о ценностных нашего общества, творческом развитии и гражданском становлении подрастающего поколения, а по сути — о нашем будущем.

Список использованной литературы

  1. Алямовская В.Г. Беседа о поведении ребёнка за столом. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Бурганова Р.А. Правовое воспитание дошкольников. — Казань: РИЦ «Школа», 2002г.
  3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1995г.
  4. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Князева О.Л., СоловьёваЕ. В. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка.» — Москва: «Просвещение», 2006г.
  5. Давыдова О.И., ВялковаС. М. Беседы об ответственности и правах ребёнка. — М.: ТЦ Сфера 2008.
  6. Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3 – 5 лет. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006.
  7. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы»: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.: Учеб. — метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2005.
  8. Микляева Н.В., МикляеваЮ. В. Правовые основы управления ДОУ. -М.: Айрис-пресс2008.
  9. ШорыгинаТ. А. «Беседы о правах ребёнка» -М.: ТЦ: Сфера, 2008г.
  10. Программа развития и воспитания детей в детском саду. «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
  11. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2005г. № 1, 5.
  12. Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение, 2004г., №;4. 2008г. № 3,7, 8, 12, 2009г., № 1
  13. Конвенция о правах ребёнка. – М.: РИОР, 2009.
  14. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. /Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. -М. ТЦ Сфера, 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год