Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте.
Нравственное воспитание
Автор: Изотова Инга Брониславовна   
02.06.2024 00:45

Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте.Особенности становления нравственных качеств в дошкольном возрасте.

Изотова Инга Брониславовна, воспитатель МАДОУ№82 г.Томск.

Становление нравственных компонентов в сознании ребенка – это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми установленными в социуме ценностями и нормами. Именно дошкольный возраст является оптимальным периодом для нравственного развития детей. В это время, в первую очередь, трансформируется система устоявшихся отношений с взрослыми и сверстниками, достаточно своеобразно усложняются виды деятельности, продолжает развиваться деятельность совместно с другими членами детского коллектива.

Следует отметить, что становление нравственных качеств у детей дошкольного возраста эффективно тогда, когда:

  1. Организовать для детей чтение разнообразных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ, пословицы, басня);
  2. Взаимодействовать с родителями в нетрадиционной форме по вопросам формирования нравственных качеств.

Педагогические воздействия должны быть направлены на воспитание у детей доброжелательного и требовательного отношения к себе, поддержание и развитие у них способности быть требовательными к сверстникам при выполнении общих дел, поддержание и развитие у них способности быть самокритичными и требовательными к себе.

 

Дети дошкольного возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, развивают способность предвидеть последствия своих поступков. В связи с этим В.Н. Петрова перечисляет следующие "задачи воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в центрах ДОУ":

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать окружающих хорошими поступками;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • научить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, формировать такие качества как сочувствие и отзывчивость;
  • продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения);
  • сформировать умение отстаивать свои поступки и поступки других людей;
  • развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства».

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно усваивает принятые в человеческом обществе нормы и правила поведения и взаимоотношений, вырабатывает собственные способы и формы взаимодействия, выражает свое отношение к людям, природе и самому себе. Результатом нравственного воспитания является развитие и утверждение в личности определенных нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше у человека наблюдается отклонений от принятых в обществе моральных устоев и тем выше оценка его нравственности окружающими.

При соответствующем воспитании дети дошкольного возраста способны воспринимать сложные взаимоотношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными и способны более объективно и точно оценивать поведение других людей. Они так же уже способны различать и обобщать этические идеи. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.

Согласно исследованиям психологов, педагогов и ученых, дети дошкольного возраста имеют прекрасные возможности для нравственного воспитания. В разнообразных видах деятельности у детей успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к социальному окружению. У дошкольников складываются первые отношения в коллективе сверстников, которые под руководством педагогов приобретают доброжелательный характер.

В работах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского выделяется, что дети дошкольного возраста чувствуют доброту и справедливость со стороны взрослых и сверстников и становятся чувствительными к недоброжелательному отношению к ним.

Как показали исследования российских психологов Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой, дети старшего дошкольного возраста (5-7лет) способны рассуждать и объяснять соответствующие причинно-следственные связи, если анализируемые связи не выходят за пределы зрительного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям создавать чрезвычайно оригинальные и связно развитые сюжеты. Воображение развивается положительно только в том случае, если проводится специальная работа по его активизации.

Устойчивость, распределение и переключаемость внимания продолжают развиваться. Происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

По мнению учёных, педагогов и психологов период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является с самым подходящим для развития нравственности. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.

Активно воспитываются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного воспитания нравственных качеств.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности».

В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • настойчивость
  • доброжелательность
  • самостоятельность
  • ответственность
  • отзывчивость
  • организованность
  • трудолюбие.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе, науке и практике накоплен большой опыт, раскрывающий характер и закономерности функционирования методов воспитания нравственных качеств. Классификация этих методов позволяет выделить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое, создавая тем самым условия для более целесообразного их использования, понимания целей и характерных особенностей, присущих отдельным методам.

В работе по формированию нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте необходимо активно применять разнообразные методы, способствующие развитию нравственного сознания. Это включает использование объяснений, предложений, стимулирование чувств и отношений, а также применение методов поощрения, стимулирования и привлечение образцового поведения. Не менее важными являются методы формирования нравственного поведения, такие как наставления, упражнения, групповая работа и проектная деятельность.

Список литературы:

  1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова, О. С. Богданова. — 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2016. — 318 с.
  2. Болотина, Л. Р., Баранов, С. П., Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –Москва: Академический Проект, 2005. – 400с.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
  4. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – Москва: 2014. — 96 с.
  5. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение, 2010. — 109с.
  6. Петрова, В. Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. Москва: Мозаика-Синтез, 2007. — 175с.
  7. Фадина, Г В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  8. Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). — Минск: Изд-во БГУ, 2002. — 364с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год