Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание
Автор: Зайлер Елена Александровна   
18.06.2024 08:30

Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возрастаДуховно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

МАДОУ "ДС № 364 г.Челябинска" Воспитатель первой категории Зайлер Елена Александровна

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Проблема формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста является актуальной в настоящее время. В дошкольном образовании одно из приоритетных направлений является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Как же сформировать педагогу у дошкольников нравственные чувства, этические представления, привить нормы и правила поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу?

 

Одним из условий осуществления нравственного воспитания детей является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Педагогу нужно помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности.

От педагога требуется много терпения, умение разобраться в сложных проявлениях поведения ребенка. При индивидуальном взаимодействии с ребенком можно найти "ключик" к каждому воспитаннику. Стержнем в педагоге к детям должны стать внимание и любовь, соблюдение диалога в общении. Для установления контактов с детьми необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, его настроение и чувства.

Доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, согласовывая собственные потребности и стремления с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

В процессе общения с детьми педагог ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы применяет игры нравственного содержания, беседы, проблемные ситуации, посильная помощь взрослым.

Вот некоторые из них:

- О дружбе. Этическая беседа о дружбе. Введение понятия «друзья». Литературно-музыкальная викторина «О дружбе».

- Мы – друзья. Педагогические ситуации. Работа над новыми пословицами «Человек без друзей, что дерево без корней».

- Про товарищей. Беседа на тему: «О товариществе». Введение понятия «товарищ». Разъяснение педагогических ситуаций, в которых проявляются товарищеские качества.

- Хорошие и плохие поступки. Чтение произведения В.Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их. Педагогические ситуации о разном поведении детей.

- Отрицательные качества. Просмотр мультфильма, беседа по содержанию. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются отрицательные черты характера: хитрость, лживость.

- Доброта. Беседа о заболевших детях, изготовление подарков для них. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Викторина по сказкам, в которых говорится о добрых людях.

- Животные в нашей жизни. Беседы о бережном отношении к животным. Рассматривание книг о животных. Загадки о животных. Рассматривание иллюстраций с животными занесенными в Красную книгу.

- Малая родина. За что мы любим свой город. Дидактическая игра «Иностранец». Рассматривание фотографий достопримечательностей города.

- Помогаю дома. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», беседа по содержанию. Рисование на тему: «Помогаю дома».

Таким образом, при взаимодействии педагога и детей дошкольного возраста в духовно-нравственном воспитании формируются положительные качества, жизненные принципы, положительное отношение к миру, Поэтому педагог и ребенок должны быть полноправными участниками педагогического процесса.

Неравнодушие педагога позволит посеять в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, заботу о своем и чужом здоровье.

Библиографический список

  • Авдулова, Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе/ Т.П. Авдулова // Воспитатель ДОУ. — 2015. — №: 2. — C. 12-22.
  • Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. — М.:, 2003. – 128 с.
  • Кадырова Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р.М. Кадырова // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.
  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
  • Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.
  • Куцакова, Л.В. Нравственное воспитание в детском саду / Л.В. Куцакова. — М.: Академия, 2009. – 156 с.
  • Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. — М., 2004 — 96 с.
  • Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. – Питер, 2013. – 416 с.
  • Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. – 103с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год