Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка на тему «Множество народов, множество культур»
Познание
Автор: Шапарева Елена Алексеевна   
20.09.2021 14:42

Методическая разработка на тему «Множество народов, множество культур»Методическая разработка на тему «Множество народов, множество культур»

Шапарева Елена Алексеевна, Воспитатель МБДОУ детский сад №16 «Ласточка», г. Котовск Тамбовской области

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

  • Расширение знаний детей о России, как о многонациональной стране: воспитание толерантности к людям другой национальности.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
  • Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
  • Расширять познавательные интересы детей, воспитывать любовь к Родине.
  • Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, татары, Сабантуй, чум, малица, ненцы, тынзян, хорей, струганина, буряты, юрта

Оборудование:

 

Карта Р.Ф., куклы в национальных костюмах, ноутбук, проектор, экран, презентация «Народы России», аудиозаписи музыки народов Севера, татар, песня «С чего начинается Родина?», книги со сказками народов России.

Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок, рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому можно пойти в гости? (Предполагаемые ответы детей: к родственникам, друзьям, соседям)

Сегодня я предлагаю вам совершить виртуальную прогулку в гости к разным народам, которые проживают в нашей стране. Посмотрите, пожалуйста, на карту. (на слайде появляется карта РФ)

Мы живём в огромной и прекрасной стране. Она называется Россия. Наша великая страна стала Родиной для народов 180 национальностей. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Все мы называются россиянами и должны жить дружно, потому что у нас одна страна, одна Родина.

(Просмотр слайдов «Народы России»)

Воспитатель: Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Воспитатель: Вы только представьте, какая она необъятная: на севере идёт снег, трещат морозы, люди ходят в шубах, водоёмы скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цветы, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. На западе дети только просыпаются, чтобы пойти в детский сад или школу, а на востоке ребята уже пришли домой.

Ребенок читает подготовленное стихотворение.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга

Вот она какая – наша Родина.

Воспитатель: Я вам предлагаю побывать в гостях в республике Татарстан, познакомиться со вторым по численности населения народом на территории России — татарским народом и его традициями.

(Показ на карте.)

Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань. (Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: Рассмотрим национальные татарские костюмы.

Национальная одежда татар состоит из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги надевали сапоги-ичиги. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

(Воспитатель показывает кукол татарской в национальной одежде)

Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме.

Дети: На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.

Воспитатель: Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину одевали только по праздникам.

Воспитатель: Татарский народ имеет свою историю, культуру, традиции.

Воспитатель: Что такое народные традиции?

Дети (высказывают свои ответы).

Воспитатель: Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала, Ильин день, Осенины, Покров.

Воспитатель. У татар очень много интересных праздников как Курбан-байрам, Ураза — байрам и Сабантуй.

Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным.

Смелым, ловким, удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь.

Управляет им джигит.

На поляне силачи:

Вот высокий шест стоит

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке,

Пробежаться по траве.

Ведра полные воды

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс

Всё здесь есть сейчас.

Веселись же и ликуй.

Это праздник Сабантуй!

Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении мы видим как весело проходит один из самых главных праздников-праздник Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. «Сабан» — это плуг, «туй» — праздник. Для проведения праздника выбирали большую поляну, на которую съезжались жители с близлежащих селений. В центре поляны устанавливали большой шест, верхушку которого украшали яркие лоскуты ткани и после этого объявляли о начале соревнований.

(Показ на слайде.)

Во время праздника проходят соревнования и состязания в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по- татарски «боткасы», которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети.

Следующий очень чтимый празднику у татар –это Ураза- байрам. Целый день люди проводят в молитвах, пить и есть можно только после захода солнца. Ураза Байрам – праздник приношения даров

Курбан-байрам называют праздником добра.

Воспитатель: Я предлагаю вам поучаствовать дух этого праздника и попробовать себя в состязаниях. Предлагаю разделиться на две команды и устроить бег в мешках и прокатиться верхом на лихом скакуне.

(Дети делятся на две команды для проведения состязаний — бега в мешках и бега на палочке с лошадкой)

Воспитатель: Татары издавна занимаясь земледелием, разведением скота и птицы, пчеловодством. Любимым мясом считалась баранина. Татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак. Попробуйте это лакомство.

(Дети пробуют чак-чак)

Воспитатель: Нам пора прощаться с татарским народом и отправляться на север нашей страны в тундру, где большую часть года царствует зима и проживает кочевой северный народ – ненцы.

(Звучит музыка народов Севера)

Ненцы расселились от Белого моря до низовья Енисея.

(Показ на карте)

Назвали они себя ненцами сами. Ненец переводится как «настоящий человек». Основными занятиями ненцев издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. На полуострове Ямал (показ на карте) живут несколько тысяч оленеводов, которые держат около 500 000 оленей и ведут кочевой образ жизни.

Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. (показ животных на слайдах).

Воспитатель: Ребята, на каких животных охотятся ненцы? Посмотрите, пожалуйста, внимательно на стол и уберите лишних животных

(На столе размещены животные-игрушки Средней полосы и Крайнего Севера. Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: От века к веку, проявляя природную смекалку и мужество, ненцы сумели противостоять беспощадной природе, научились брать у нее все необходимое для жизни. Первой необходимостью у ненцев была пища. Приготовление пищи и заготовка ее впрок всегда были делом женщин. Пищей ненцам издавна служили мясо и рыба. Растительная пища играла очень незначительную роль. Мясо оленя употреблялось ненцами главным образом с середины августа до мая, т.е. в течение зимнего периода. Для его сохранения часть мяса зарывали в мерзлую землю, где оно сохранялось, как в погребе, практиковалось также копчение мяса со спины оленя над костром, изредка — вяление на солнце и — совсем редко — посолка.

Воспитатель: А сейчас, давайте зайдём в жилище ненцев. С древних времен все ненцы живут в чумах. (показ на слайде)

Воспитатель: Мы с вами очутились в ненецком доме – чуме. В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположена посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок

(показ на слайде)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сделать маленький чум из палочек и кусочков меховой ткани.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ненцы народ добрый, гостеприимный. Они очень любят чай с вкуснейшей ягодой тундры — морошкой, впитавшей в себя лучи северного солнца. (показ морошки на слайде)

Воспитатель: Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.

Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. У ненецких детей необычные игрушки. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Если кукла мужчина, то головой служит клюв гуся, а если кукла женщина, то головой ей служит клюв утки.

(показ кукол на слайде)

Воспитатель: Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями. Давайте поиграем с вами в ненецкую игру Ярколава. Правила игры просты: нужно накинуть тынзян (длинную верёвку, аркан) на хорей- длинный шест, изготовленный из лиственницы. В этой игре состязаются на меткость. Кто больше раз закинет тынзян на хорей. тот и победил.

(Ненецкая игра «Ярколава» Дети набрасывают привязанные за верёвочку колечки на палочку)

Воспитатель: А сейчас садимся в нарты и отправляемся на праздник оленевода.

(Звучит песня «Мы поедем и помчимся…)

Дети становятся в пары. Впереди стоящий заводит руки за спину, чтобы второй ребенок взял его за руки. Таким образом они бегут в упряжке, делают круг по группе и возвращаются на свои места.

Воспитатель: День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, проходит обычно весной в поселке. На него собираются все жители тундры: ненцы, ханты, чукчи, заряне, коми. И начинаются грандиозные представления: показ мод, спортивные состязания.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на одежду ненцев. Из чего она сделана?

Дети: Из оленьих шкур.

Воспитатель: Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Одежду украшают вышивкой и орнаментом.

Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца.

(показ мужской ненецкой одежды на слайде)

Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.

(показ женской одежды на слайде, рассматривание кукол в одеждах народов севера)

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим, как проходят соревнования. Наиболее распространенными состязаниями являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзяна (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако оценивают также красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).

(показ на слайде фото праздника)

Воспитатель: Ребята, вы хотите попробовать принять участие в состязаниях? Тогда приглашаю мальчиков попробовать перетянуть палку?

(Приглашаются мальчики. Они садятся на коврик, упершись друг в друга ступнями ног держась за палку, стараясь её перетянуть)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие силачи! А сейчас давайте посмотрим, какое угощение готовится на День оленевода. На праздник готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

(показ изделий народного промысла на слайде)

Воспитатель: Ребята, у ненецкого народа много сказаний и песен. Какую ненецкую сказку мы читали?

Дети: «Кукушка»

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем ненецкую песню. В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент. (Прослушивание песни)

Воспитатель: На этой лирической ноте мы расстаёмся с жителями тундры и отправляемся в Сибирь к другому кочевому народу- бурятам, чтобы познакомиться с традициями и обычаями этого удивительного народа. Первые поселения бурят появились ещё в 17 веке на берегу озера Байкал.

(показ на карте о.Байкал)

Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной чему служил кочевой образ жизни. Свои дома они воздвигали из решетчатых каркасов и войлочных покрытий. Внешне это было очень похоже на юрту, строящуюся для одного человека. Юрта представляет собой легкую сборно–разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных

(показ юрты на слайде)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на национальную одежду бурятского народа. На её внешний вид повлиял их кочевой образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы — халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися книзу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

(показ на слайде бурятского национального костюма)

Воспитатель: Как и у всех Сибирских народов, гостеприимство-главная традиция у бурят. И сегодня, приглашая гостя в бурятскую семью вас будут принимать, соблюдая бурятские традиции. При входе в бурятскую юрту необходимо переступить через порог. В древности считалось, что гость, специально наступивший на порог, указывает на свои недобрые намерения, и смело может считаться врагом.

Считалось также, что оставляя оружие и другую свою поклажу снаружи юрты, гость, показывает свои добрые намерения и уважение к хозяевам. Вход юрты всегда обращен на юг. Такое расположение сохраняется сегодня. Северная часть юрты более почетна, здесь принимают гостей. Но без приглашения гость не может расположиться там. Восточная половина юрты – женская, западная половина – мужская.

(показ на слайде юрты изнутри)

Поднося гостю угощение, хозяйка, в знак уважения, подает пиалу двумя руками. И так же её должен принять гость – показывая уважение к дому. Многие традиции пришли к бурятам из Монголии, тесно переплетаются культуры этих двух кочевых народов.

Так, например, почитаемый обычай правой руки. Подавать угощение и принимать любое подношение следует только правой рукой или двумя руками.

Приветствуя гостя, чтобы подчеркнуть особое уважение, ему подают две руки, сложенные ладонями вместе, пожатие рук в ответ делается тоже двумя руками. Ребята, давайте с вами поздороваемся по –бурятски.

(воспитатель показывает приветствие)

Воспитатель: Заходя в дом бурят, принято снимать обувь у порога. У бурят есть приятная традиция одаривать почетного гостя.

Нельзя отказываться от подарка, и хорошо бы тоже подарить что-нибудь хозяевам. Подарок – это знак уважения к вам, но это и знак вашего уважения к хозяевам. Ребята, как вы думаете, какой подарок из нашего города мы подарили бы бурятам?

Дети: Неваляшку.

Воспитатель: У бурят есть древний обычай: на стол гостю прежде всего ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки или просто молоко. С него начинается любое угощение. Чай пьют не иначе как с молоком.

Недаром говориться: «Чай с молоком – для друга!»

Вы окажете большое уважение хозяевам, выслушав их рассказы о семье, родителях, родословной, так как родственные отношения у бурят – это народная ценность.

Из уважения к хозяевам нужно попробовать все блюда, ведь главная задача хозяев, принимающих гостя – накормить и напоить его досыта.

Невежливо торопиться уйти, потому, что гость в доме у бурят это большая радость, и вас непременно постараются задержать подольше. Несколько раз нужно предупредить хозяев о своем уходе, прежде чем покинуть дом.

(показ на слайде застолья бурят)

Воспитатель: Как и у всякого народа у бурят есть свои традиции и обычаи

тесно связанные с их обыденной жизнью: хозяйством, охотой и земледелием. Часто из юрт доносились различные звуки животных — уток, голубей, гусей. И издавали их жители этого дома, когда играли в различные игры или просто пели песни. К охотничьим играм относятся: Хурайн наадан, Баабгайн наадан, Шонын наадан и другие. Суть этих игр заключалась в том, чтобы как можно правдоподобнее показать повадки животного, звуки, которые оно издает. И сейчас мы с вами тоже поиграем в игру «Угадай животное»

Игра «Угадай животное»

(Дети по очереди показывают какое-нибудь животное, а другие отгадывают кто это)

Воспитатель: Ребята, а знаете в какие игрушки играли раньше бурятские дети?

(заслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Излюбленной игрой детишек были шагай – бараньи косточки-лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения — качеств, необходимых кочевнику.

Воспитатель: Занимался бурятский народ скотоводством и земледелием.

В ремесленной деятельности люди использовали в основном метал. Кузнецы для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

(показ кованых изделий на слайде)

Воспитатель: У бурят издавна существовало два вида охоты – коллективная облавная (аба) и индивидуальная (атуури). В таежной и лесостепной зоне буряты добывали таких крупных зверей, как лось, изюбр, медведь.

Охотились также на кабана, косулю, кабаргу, промышляли белку, соболя, горностая, хорька, выдру, рысь, барсука. На озере Байкал ловили нерпу. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят.. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Существовал также обычай заготавливать на зиму уусэ – конину.

Воспитатель: Как и в прошлые века, сегодня буряты очень любят праздники, на которых с удовольствием демонстрируют свои таланты и умения. Чаще всего торжества устраиваются в соответствии с календарным циклом или завершением важных работ на земле. Многие праздники бурят можно назвать соревнованиями, где молодые люди демонстрируют удаль в верховой езде, стрельбе из лука, борьбе.

Сагаалган – один из самых любимых праздников детей и взрослых. Проще говоря, это тот же Новый год. Буряты празднуют его целые две недели, а главным цветом торжества является белый. В Новый год в Бурятии всё словно перекрашивается в белый цвет. В Бурятии белый оттенок считается воплощением чистоты, счастья, благородных помыслов.

На стол подаются блюда с молоком и творогом, гости непременно надевают белые одежды. Интересно, что в переводе с местного наречия название праздника переводится как «белоснежный месяц».

(показ на слайде праздника Сагаалган)

Воспитатель: Самый древний обычай бурят, дошедший до наших времён, – привычка украшать священные места лентами и яркими лоскутами ткани. Во время путешествий по Забайкалью туристам нередко приходится встречать такие места. Деревья или столбики пестреют повязанными на них лентами. Такие столбы буряты называют сэргэ, а украшения на них – залаа. Когда налетает лёгкий ветерок, ленты начинают развеваться, что считается своего рода просьбой людей к духам. Повязывая лоскуток на священном столбе, человек молит о счастье и благополучии. Они верили, что и дерево, и ветер имеет своего духа, к которому нужно относиться с уважением, чтобы жить в мире и согласии

(показ на слайде)

Воспитатель: Ребята, Бурятия- это страна за Байкалом, страна, где всегда светит солнце, страна живописных пейзажей, широких степей, высоких гор и синих рек, страна, где живут буряты… Особый дух у Бурятии, и у ее столицы, особая культура, Улан-Удэ – это ещё не Азия, но уже не Европа. На стыке культур сложилась архитектура города, её особый стиль. В новых, современных зданиях, наряду с западным «фунционалом» присутствуют и очертания бурятской юрты. (показ на слайде)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. У каких народов мы побывали сегодня в гостях?

Дети: Сегодня мы побывали в гостях у народа Севера- ненцев, у татарского народа и у бурят.

Воспитатель: Мы познакомились с традициями и обычаями этих народов, узнали о любимых праздниках. Надеюсь, что вам понравилось виртуальное путешествие по нашей стране и когда-нибудь вы совершите настоящее!

Источник:

https: //7kul. ru/traditsii/obryady/kultura-obychai-i-traditsii-tatarskogo-naroda

https: //articles/nentsy-starinnye-zhiteli-severa

https: //musaget. ru/traditsii-buryat-svyaschennye-stolby-i-nevesty-po-obmenu

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (214) выйдет
24 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год