Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность в старшей группе «Куклы прошлых лет»
Познание
Автор: Чаусова О.А. Згурськая Е.А. Фролова Е.В.   
13.10.2019 20:44

Проектная деятельность в старшей группе «Куклы прошлых лет»Проектная деятельность в старшей группе «Куклы прошлых лет»

Воспитатели:

  • Чаусова О.А.
  • Згурськая Е.А.
  • Фролова Е.В.

Киселёвский городской округ 2019 г. Муниципальное автономное дошкольное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида

Тип проекта: исследовательский

Срок реализации проекта: Среднесрочный (2 месяца)

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители

 

Скачать конспект

Актуальность проекта: Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки. В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребѐнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребѐнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры. В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить ей одежду и т.д. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Каждая девочка с раннего возраста мечтает о кукле и мечта еѐ обязательно сбывается. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла в прошлом, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Нам захотелось узнать историю создания различных кукол. Цель проекта: Приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы. Задачи проекта:

  • Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
  • Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
  • Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
  • Создавать условия для творческого самовыражения детей.
  • Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой. Ожидаемый результат:
  • у детей сформированы знания о различных куклах, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления.
  • у дошкольников развивается познавательный интерес к национальным традициям ее использования в быту.
  • родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

1. Подготовительный этап:

Изучить литературу по ознакомлению детей с народной куклой

  • Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла, — СПБ: Паритет 2005г.
  • «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Журнал Дошкольное воспитание № 7, 2011г.
  • «Народная кукла в игре современных детей». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6, 2008г.
  • Князева О. л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской литературы». СПб: Детство-пресс, 1999г.
  • Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна шуба…» СПб: Детство- пресс, 2000г.
  • «Народное искусство в воспитании детей». Москва 1997г. Консультация для родителей. Тема: «Народная кукла в воспитании и развитии дошкольников»

Цель:

мотивация родителей к участию в проекте, налаживание взаимодействия с родителями в организации детской исследовательской деятельности.

Создание предметно-развивающей среды:

  • оформление альбомов с иллюстрациями;
  • подбор материалов, схем по изготовлению народных кукол, народных костюмов, узоров;
  • подбор народных подвижных игр, хороводов;
  • изготовление дидактических игр;
  • подбор художественной литературы: русских народных сказок, фольклора;
  • подбор музыкальных произведений для прослушивания;

2. Основной этап:

1. Чтение художественной литературы (вид деятельности)

  • Чтение сказки «Василиса Прекрасная»;
  • Чтение стихотворений о куклах;
  • Чтение и разучивание колыбельных песенок, потешек;
  • Чтение глав из книги М. Левиной "365 кукол со всего света";
  • Разгадывание загадок о куклах;
  • Легенда о том, когда появилась первая кукла;

2. Двигательная (вид деятельности)

1. Подвижные игры:

  • Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко — малечко».

Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.

  • Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант). Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
  • «Ловишки с лентами»;

2. Хороводные игры:

  • «Подарки»; • «Колпачок»; • «Бабка Ёжка»;

3. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Игрушки»;

4. Физкультминутки и динамические паузы: • «Неваляшки»; • «Поднимает кукла руки»; • «Матрѐшки»; • «Ты не плачь, моя Милашка»; • «Игрушки»;

3. Коммуникативная (вид деятельности)

  1. Дидактические игры: • «Найди вещь»; • «Узнай, что это?»; • «Русский сувенир»; • «Найди пару»; • «Угадай куклу по описанию»; • «Художники-рестовраторы» (разрезные картинки); • «Из чего сделана кукла?»; • «Ткань на ощупь»;
  2. Беседы: • «Какие бывают куклы»; • «Куклы наших бабушек»; • «Из чего можно сделать куклу»; • беседа о дымковской игрушке, о матрешке;
  3. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  4. Познавательно – исследовательская (вид деятельности) • Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лѐн, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки);
  • Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта.
  • Знакомство с куклой «Пеленашкой». Цель: познакомить детей с особенностями внешнего вида куклы, еѐ назначением.
  • Рассматривание куклы в национальном русском костюме. Цель: познакомить детей с народным костюмом, с русским орнаментом и его особенностями.

5. Продуктивная (вид деятельности)

1. Рисование: • «Роспись матрѐшки»; • «Роспись дымковской барыни»; 2. Лепка: «Дымковская барыня»;

3. Ручной труд: «Изготовление куклы-пеленашки с детьми»

4. Аппликация: «Сарафан для куклы»;

6. Игровая (вид деятельности)

1. Сюжетно-ролевые игры:

  • «День рождение куклы»; • «Дочки-матери»; • «Новоселье куклы»; • «Магазин одежды для куклы»;

2. Театрализованные игры: • «Играем в кукольный театр»; • Инсценировка сказки «Маша и медведь» с использованием перчаточных кукол; • Инсценировка сказки «Три медведя» с использованием пальчиковых кукол;

Работа по реализации проекта «Куклы прошлых лет» среднесрочный, длился 2 месяца (февраль – март 2017 год). Работа по реализации проекта проходила организованно. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта. Основной этап состоял из цикла занятий, совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомились с новыми народными куклами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа. В процессе исследовательской деятельности, дети установили, что по своему назначению куклы делятся на три группы: 1. Обереговые; 2. Обрядовые; 3. Игровые; В совместной продуктивной деятельности, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла. На протяжении всего проекта по новому неизведанному миру прекрасного, дети узнали историю возникновения народных кукол, научились делать кукол из различных материалов (глина, ткань) и расписывать наряд куклы в соответствии с еѐ названием.

Работа с родителями

  • С целью анализа заинтересованности родителей воспитанников в исследовательской деятельности, сбора информации о применение кукол в играх разных поколений, было проведено анкетирование. 1.Назовите первую куклу в Вашей жизни (резиновая, пластмассовая, тряпичная) 2. Опишите куклы, изготовленные Вашими руками. 3. В какие куклы играют Ваши дети? 4. Какие куклы Вы предпочитаете дарить детям своих знакомых (внукам)? Анкетирование показало, что женщины старшего поколения (50- 75 лет) играли в тряпичные куклы, изготовленные своими руками, руками мам и бабушек. А женщины моложе 50 лет – в фабричные: резиновые, пластмассовые. Не смотря на то, что прошло достаточно много лет, ощущения от игры в народные, самодельные куклы оказались более яркими и радостными. • С целью расширить представления детей о куклах, родителям было предложено найти информацию об единственном в России музее уникальных кукол. • С целью создания наглядной выставки «Куклы прошлых лет», родители приносили и изготавливали сами разнообразных кукол.

3. Заключительный этап:

Содержание итоговых мероприятий проекта:

  • Подведение итогов проекта.
  • Подготовка презентации по фотографиям.
  • Оформление выставки «Куклы прошлых лет».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год