Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
Познание
Автор: Чаплинская Ирина Дмитриевна   
27.10.2019 06:54

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.

Дошкольное детство- это период развития ребёнка, когда происходит личностное всестороннее развитие ребёнка, всех его сфер деятельности: коммуникативной, нравственной, эмоциональной, волевой, познавательной.

Именно в этот период формируется познавательная активность. Непосредственный контакт ребёнка с предметами, материалами или элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства и качества, возможности, пробуждают желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добыватьэти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

 

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую

функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста:

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода, исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Экспериментирование и детская исследовательская деятельность -эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы нашего детского сада.

На прогулках с детьми можно наблюдать за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины дождя. Наблюдать за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений.

Провести цикл занятий о воде, где дети узнают о свойствах воды. О том, что она жидкая, текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса.

Интересные опыты с детьми о плавучести предметов, где они узнают, что металлические предметы в воде тонут, а деревянные и пластмассовые плавают. Дети ознакомятся с таким свойством воды как впитываемость.

Вода, впитываясь в почву, дает жизнь растениям, и дети научатся замечать, когда растения нуждаются в поливе.

Проведя ряд экспериментов, дети узнают о том, что вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое, что снег и лёд это тоже вода.

Осенью с детьми можно наблюдать за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея.

Зимой за изменением снежного покрова, его структуры, цвета при повышении, понижении температуры воздуха.

Проводя опыты с воздухом, дети узнают, что воздух находится вокруг нас. Его можно увидеть, ощутить, проделать с ним ряд действий.

Летом можно проводить игры и занятия с песком, в ходе которых дети наблюдают, что песок принимает любую форму, пока не высохнет. Проводя эксперименты, можно использовать проблемные ситуации, чтобы дети сами учились находить ответы на поставленные вопросы.

В ходе элементарных опытов дети учатся анализировать поставленные задачи, выявлять известное и неизвестное, дети учатся выдвигать предположения об изучаемом объекте или явлении природы, отбирать способы проверки предположений, которые отражались в наблюдениях, сравнениях, беседах, опытах: «Как воду сделать сладкой, солёной, разноцветной?», «Что растворяется в воде, что тонет, плавает?», «Почему летом- дождь, а зимой- снег?», «Для чего нужна вода живым организмам?», «Есть ли в воде воздух?», «Как образуются мыльные пузыри?», «Из чего состоит песок?»

Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей:

развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.

«Дети любят искать, сами находить, в этом их сила. Необходимо поддерживать и питать в них дух неугомонного искателя лелеять проснувшуюся жажду знаний» — писал А. Энштейн.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год