Статья на тему «Мир открытий от ступеньки к ступеньке». |
Познание | |||
Автор: Егорова Татьяна Николаевна | |||
22.04.2020 13:45 | |||
Статья на тему «Мир открытий от ступеньки к ступеньке». (Развитие у детей младшего дошкольного возраста задатков исследовательских способностей) Аннотация. Статья раскрывает реализацию проекта «Мир открытий от ступеньки к ступеньке», которая проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, направлен на развитие исследовательских способностей детей, любознательности, пытливости, познавательной активности маленьких «почемучек». Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, детские исследования, детская любопытность, активность, интерес. Егорова Татьяна Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад№146» г.Чебоксары. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Результаты исследований Л.А. Венгера, Н.А. Поддъякова, Ю.К. Бабанского и др. показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, но и их внутренние связи и отношения.
По результатам диагностирования, в начале учебного года выявилось большое количество детей с низким уровнем развития – 80%, со средним уровнем оказалось – 20%, с высоким уровнем – 0%. Итак, необходимо было найти наиболее доступные средства для организации работы по данному направлению. Я предположила возможность использования объектов неживой природы (камень, глина, вода, песок) в познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Определила цель и задачи. Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста задатков исследовательских способностей в изучении объектов природы. Задачи: Углубить представления детей о камнях, глине, песке, воде, об их свойствах и качествах, назначении и пользе, учить рассуждать по поводу результатов опыта; определять цель, основные действия по достижению, делать вывод о получившемся результате совместно с взрослым. Развивать наглядно — образное мышление, мыслительные операции, сенсорные эталоны, речевую активность, мелкую моторику мышц рук, наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, активный интерес к выявлению скрытых сторон объектов. Анализ ситуаций внешних и внутренних факторов показал, что необходимо создавать условия: обогатить методическое обеспечение и развивающую среду. Кроме этого, диагностирование помогло понять, что для развития у детей исследовательских способностей, необходимо активно вовлекать родителей. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий. Мы с детьми и родителями начали оснащать «уголок» экспериментирования природным и бросовым материалом: камни разной величины, цвета, формы, фактуры, глина, песок, шишки, семена, скорлупа орехов, ракушки; картонные и пластиковые коробки, трубочки от сока, одноразовые стаканчики, клеенки, тарелочки, прищепки и т.д. Приобрели маленький глобус и лупы, сделали настенный календарь наблюдения за природой, игру «Четвертый лишний», «Волшебную коробку ощущений». С родителями были организованы активные формы работы: родительское собрание, консультация «Значение познавательно – исследовательской деятельности», просмотр открытого занятия «Чудеса из глины», домашние задания (сделать совместную композицию из природного материала, придумать игру и назвать его, находить необычные камни, провести знакомый опыт дома). Знания дети получали на специальных занятиях, которые проводились в две недели один раз, а так же в повседневной жизни (наблюдения, игры), и через различные виды деятельности (лепка, конструирование). Работа с детьми данной возрастной группы была направлена, в основном, на создание условий, необходимых для сенсорного развития и мыслительных операций. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий: сочетала показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (использовала дидактическую игру типа «Чудесный мешочек»), сравнивали с детьми схожие и отличительные по внешнему виду предметы (дидактическая игра типа «Не ошибись»), учила детей сопоставлять факты и делать вывод, активно использовала опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?), загадки, описания, определения, методы ТРИЗ (игра «Хорошо-Плохо», моделирование маленькими человечками, «Противоположности», «Да – Нет») Основной формой совместной деятельности выбрала проблемно-игровую ситуацию. Материал в этом случае всегда содержал что-то новое, включая посильные и конкретные задачи, решение которых потребует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете. Темы были различны по содержанию: исследовательские, игровые, творческие. Например, игры-занятия «Удивительный песок», «Послушная глина», «Камушки, которые тают», «Волшебница вода», «Цветные камушки», «Секрет сосновой шишки» и т.д. Исследование организовывала от познавательного мотива (потребности) детей, затем выдвигались предположения, если это был опыт или эксперимент, проверяли, делали выводы. Так же для закрепления изученного материала проводила дидактические и настольно-печатные игры. Например, «Четвертый лишний», «Да – Нет», «Хорошо – Плохо», «Волшебная коробка ощущений» и т.д. По результатам работы было проведено повторное диагностирование. С низким уровнем развития исследовательских способностей выявилось — 10% детей, со средним – 65%, с высоким 25%. Я считаю, что организация познавательно – исследовательской деятельности утоляет жажду познания маленьких «почемучек», поощряет детскую любопытность, способствует развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Список использованной литературы.
|