Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
Познание
Автор: Бажина Ольга Александровна   
29.06.2020 06:39

Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

 

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Свою деятельность осуществляю на основе проектного метода с учетом комплексно — тематического плана для более глубокого и целенаправленного изучения тем не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей.

Для реализации целостного образовательного процесса с воспитанниками мною используется также интегративный подход, т.к. его необходимость и целесообразность продиктована самой природой ребенка — дошкольника. Ребенок-дошкольник развивается целостно. Он воспринимает окружающий мир и процессы, происходящие в нем, в единстве. Поэтому формирование у детей познавательной активности, развитие психических процессов и личностных качеств не должно расчленяться, разделяться на составляющие, а формироваться и развиваться интегративно — через взаимодействие, взаимопроникновение образовательного содержания и различных детских видов деятельности.

Проектами по организации пространственно развивающей среды стали:

1. «Мой город» — центр патриотизма. Цель проекта: по

знакомить детей с достопримечательностями и историей города Екатеринбурга, формировать патриотические чувства и любовь к родному краю, а также развивать познавательную активность к истории малой Родины. Данный тематический проект позволил нам пополнить уголок патриотизма родительско-детскими работами: историческими фото-графиями и фотографиями достопримечательностей нашего города и поделками этих достопримечательностей.

2. «Я и моя семья» — центр патриотизма. Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Изучая данную тему, дети и родители оформляли презентации на темы: «Традиции нашей семьи», «Семейный отдых», организованна выставка фотографий «Моя дружная семья», каждый ребенок имел возможность рассказать о своей семье, ее традициях и совместных увлечениях. Все материалы размещены в центре. А также был оформлен макет «Мой дом».

3. «Россия — огромная страна» — центр патриотизма. Цель: расширить знания детей о Родине, познакомить с городами России их достопримечательностями и национальностями, поживающими на территории нашей страны, благодаря данному проекту дети познако-мились с архитектурой городов. Продуктом этой темы стали детско — родительские проекты и макет «Кремль».

4. «Наш микрорайон — дорога в детский сад» — центр безопасности. Цель проекта: познакомить детей с микрорайоном — улицами и домами, правилами поведения на дорогах, закрепить места нахождения пешеходных переходов и светофоров, находящихся по дороге от дома до детского сада. В результате проекта был создан макет микрорайона, проведены экскурсии, совместно с родителями созданы настольные игры и увлекательные книжки — малышки по правилам поведения на дорогах.

5. «Животные Урала, занесенные в Красную книгу» — центр природы и экологии. Цель: познакомить детей с редкими животными и птицами, живущими на Урале и нуждающимися в охране. Воспитывать уважительное отношение к исчезающим видам животного мира родного края. Продуктом данного проекта стали: Красная книга, которую создавали совместно с родителями, дети готовили мини доклады по более понравившимся видам животных, а также макет «Заповедник».

6. «Старинные новогодние игрушки» — мини — музей в центре творчества (художественно — эстетический). Цель: познакомить детей с историей возникновения традиции украшать елку игрушками на Новый год и эволюцией новогодних игрушек в России. В мини — музей были собраны новогодние игрушки советских годов производства. Создан альбом с картинками и историей игрушек.

«Наш Бажов» — данный проект задействовал несколько центров группы: центр художественной литературы, патриотизма, природы и экологии.

Цель: познакомить детей с творчеством П.П. Бажова, его биографией и произведениями, с богатством Урала-уральскими горами и камнями — самоцветами. При реализации данного проекта был создан мини — музей «Уральские камни — самоцветы», организована выставка книг, рисунков и поделок по сказам П.П. Бажова.

А также были созданы макеты: «Зоопарк», «Животные севера» — центр природы и экологии; «Пожарная часть» — центр безопасности.

Родители и нашей группы принимают активное участие в реализации всех проектов и пополнении пространственной среды группы. А дети расширяют знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, благодаря целенаправленной и систематизированной работе воспитателей над данными темами в режимных моментах и организации самостоятельной деятельности детей в этих направления.

Автор: Бажина Ольга Александровна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год