Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Познание
Автор: Молозина Татьяна Викторовна   
05.12.2022 07:59

Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Автор: Молозина Татьяна Викторовна. Г.Саров, Нижегородская область.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается уже исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условие для развития познавательной активности.

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов для развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В основе проектной деятельности – заложенная природой, любознательность детей, и задача данной деятельности заключается в дальнейшем развитии их познавательного интереса, умения самостоятельно применять полученные представления в различных ситуациях, получать и анализировать нужную информацию из различных источников, пополнять недостающие знания, овладевать необходимыми умениями.

 Скачать конспект

Так же участие дошкольников в проектной деятельности помогает им почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить свою индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков и умений детей старшего дошкольного возраста.

Данный проект реализован в МБДОУ «Детский сад №31» город Саров Нижегородской области.

Паспорт проекта «Почему взрываются вулканы?».

Название Проекта «Почему взрываются вулканы?».

Вид Проекта Исследовательский.

Тип Проекта Среднесрочный.

Сроки реализации проекта с 18. 01. 2021 по 29. 01. 2021

Участники Проекта Дети старшей группы «Звездочка», родители.

Цель Проекта Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через проектную деятельность.

Задачи Проекта

-Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта – вулкана.

-Развивать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы.

-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

-Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к миру.

-Формировать позитивную позицию родителей в развитии познавательной активности детей через проектную деятельность.

Ожидаемые результаты

Участники проекта получат представления о вулкане, с помощью опыта создадут интересное природное явление – извержение вулкана, обобщать и систематизируют свои знания о природе извержения вулкана.

Итогом проекта будет создание выставки макетов вулкана.

Аннотация содержания Проект посвящен изучению вулканов, причин извержения вулканов и их последствий, формированию представлений об опасности и пользе вулканических извержений.

  1. Введение.
  2. Актуальность проекта.
  3. Цели, задачи Проекта.
  4. Ожидаемые результаты и продукты.
  5. Принципы реализации Проекта.
  6. Ресурсы.
  7. Этапы реализации проекта программы.
  8. Выводы.
  9. Литература.
  10. Приложения.

Введение.

Детская любознательность, если ее удается

сохранить, дает постоянный стимул развитию

Н.С. Лейтес.

В нашем современном мире, я, как педагог, вижу стремительное взросление дошколят. Дети очень часто и легко справляются с задачами не по возрасту.

Однажды, расшалившимся воспитанникам я сказала, что могу взорваться, как вулкан. «Ух ты! А как это?». И тут же у пытливых и любознательных детей появилось желание узнать побольше о таинственном чуде под названием «Вулкан». Вулканы таят в себе много тайн, а все неизвестное всегда притягивало человечество. Дети проявили интерес к данному природному явлению, возникло множество вопросов: «Что такое вулкан?», «Почему вулканы извергаются?», «Как это явление происходит?», «Опасно ли извержение вулкана для человечества?». Так началась наша исследовательская работа: «Почему и как извергаются вулканы?».

Знания, полученные в процессе данной работы, помогут детям осмыслить то, что на Земле, в том числе и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на изменение ее рельефа, на живые организмы, в том числе и на жизнь человека.

2. Актуальность Проекта.

В соответствии с ФГОС одной из актуальных задач является создание в ДОУ педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития. Современная система организации познавательной деятельности должна быть ориентирована на становление поисково – исследовательской активности ребенка, развитие мотивации на самостоятельный поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром. Согласно целевым ориентирам по ФГОС «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать…». Основной путь познавательного развития ребенка – его собственная познавательная активность, в основе которой лежит потребность в новых впечатлениях и знаниях, проявляющихся сначала как любопытство, затем как устойчивый познавательный интерес. Поэтому, именно проектная деятельность способствует саморазвитию свободной творческой личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Почему взрываются вулканы?». Именно этот вопрос вызвал у детей активный познавательный интерес, способствовал проявлению инициативы и самостоятельности в поиске ответа.

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности высокоинтеллектуальные, ответственные, творческие, инициативные, способные самостоятельно ставить цели и активно их реализовывать.

3. Цели, задачи Проекта, ожидаемые результаты и продукты.

Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через проектную деятельность.

Задачи.

  1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта – вулкана.
  2. Развивать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы.
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  4. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать позитивную позицию родителей в развитии познавательной активности детей через проектную деятельность.
  6. Активизировать пути сотрудничества семьи и ДОО.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети получать представления о природном явлении — вулкан.
  2. С помощью опыта создадут интересное природное явление – извержение вулкана.
  3. Развитие социальных навыков детей: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнеров, отстаивать свою правоту.
  4. Развитие инициативы, самостоятельности, творческой активности.

Продукт.

Выставка макетов вулканов.

4. Принципы реализации Проекта:

В основу данного проекта положены следующие идеи:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (познавательной, речевой, социально – коммуникативной, художественно-эстетической, физической).

5. Ресурсное обеспечение Проекта

Нормативно-правовые ресурсы.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01. 12. 2007 № 309-ФЗ.
  • СанПиН.
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
  • ФГОС.
  • Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год