Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников
Познание
Автор: Рахматуллина Изиля Вазыховна   
05.02.2023 18:07

Интерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольниковИнтерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

 

Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Ранжирование интересов детей нашей группы к профессиям вывело профессию детектива на первое место. Это и определило выбор темы и дальнейшей работы.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о специфике деятельности детектива и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, было разработано методическое пособие – лэпбук «Детективы».

Преимущество интерактивных папок очевидно. Их отличает компактность, многофункциональность, трансформируемость, удобство расположения.

Эту небольшую самодельную папку ребенок может разложить у себя на коленях, просмотреть ее содержимое. В интерактивной книге содержится игровой материал по теме. Она, как нельзя лучше может быть использована в течение тематического периода или стать итоговым материалом по теме недели «Профессии».

Цель: Формирование элементарных представлений о профессии детектива, способствующих ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать представления дошкольников о мире труда и профессий;
  • Совершенствовать педагогические технологии организации поисковых игр;
  • Расширять словарный запас детей и активизировать в речи слова по теме «Детективы»;
  • Предоставлять детям возможность проявлять разумную самостоятельность, инициативность, сообразительность, творческую активность;
  • Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

Словарная работа: детектив, расследование, улика, лупа, подозреваемый, фоторобот, свидетель.

Содержание интерактивной тематической папки «Детективы»:

  1. Дидактическая игра «Подбери инструменты детектива»
  2. Поисковая игра с лупой «Чей след?»
  3. Игровое задание с фонариком «Найди свидетелей»
  4. Игра-пазл «Составь фоторобот» по словесному описанию

Содержание лэпбука может пополняться и усложняться. Чтобы интерес детей к лэпбуку не пропал, игровые задания с фонариком можно заменить другими вариантами игр ( «Что и где спрятано?», «Что везет грузовик?», «Кто съел печенье?» — с отпечатками пальцев и др.)

Для поддержания интереса к игре-пазлу «Составь фоторобот», детям предлагается несколько вариантов описания сказочных персонажей; подобраны различные комплекты деталей лица, с помощью которых дети могут составить портрет подозреваемого в преступлении или пропавшего персонажа.

Лупа и фонарик из кармашка лэпбука могут использоваться дошкольниками во время игр в детективов; для обыгрывания детективных сюжетов, придуманных детьми.

1. Дидактическая игра «Подбери инструменты детектива»

Цель: Познакомить детей с инструментами, которые детектив использует в своей работе.

Материал: комплект карточек с детективными инструментами и орудиями труда людей разных профессий (молоток, расческа, шприц, калькулятор и т.д.)

Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных предметов, орудий труда, используемых в работе людьми разных профессий. Дети должны подобрать картинки с инструментами, которые детектив может использовать в своей работе, рассказать про каждый предмет (как он может быть использован детективом в работе).

2. Поисковая игра с лупой «Чей след?»

Цель: Познакомить детей с одним из детективных инструментов – лупой; со свойством лупы – увеличивать предметы; учить детей пользоваться лупой. Развивать внимание и способность концентрироваться на выполнении поставленной задачи.

Педагог, выступающий в роли старшего детектива, знакомит детей с одним из главных помощников детектива в расследовании – лупой (у лупы есть ручка, круглая рамка и увеличительное стекло, которое и позволяет рассмотреть самые мельчайшие детали вокруг), и предлагает сначала рассмотреть свои пальчики, мелкие детали на одежде друг у друга.

Затем юным детективам раздаются карточки — подсказки, с изображенными на них следами животных и птиц. Следующий набор – карточки — отгадки с изображением животных и птиц. Следы на карточках можно рассмотреть только под лупой, они очень мелкие. Задача детей – определить, кому их животных принадлежат следы, и правильно выбрать карточку- отгадку; обосновать правильность своего выбора.

3. Игровое задание с фонариком «Найди свидетелей»

Цель: обучение формам игровой деятельности, позволяющим расширить круг знаний детей о профессии детектива с использованием фонарика: поиск потерянных предметов или пропавших сказочных героев.

Материал: карточки, склеенные парами (картинки с изображением предметов мебели наклеиваются на картинки с изображением сказочных персонажей. Например, картинка с изображением шифоньера наклеивается на картинку с изображением Мальвины), карманные фонарики.

Старший детектив продолжает раскрывать секреты успешного расследования. Немаловажную роль в раскрытии преступления играет поиск и опрос свидетелей. Свидетели преступления или очевидцы (это люди, которые сами видели какое-либо событие, происшествие, присутствовали при нем) могут рассказать детективу очень важные детали, которые помогут в расследовании. Найти свидетелей порой бывает очень сложно, они могут бояться преступников и где-то прятаться.

Старший детектив знакомит своих помощников с еще одним из важных детективных инструментов – фонариком.

Детям предлагается рассмотреть картинки, с изображенными на них предметами: коробка, машина, телевизор, холодильник, шкаф, комод и т. д. Детектив спрашивает у детей, могут ли свидетели прятаться внутри этих предметов. Дети сомневаются, ведь видят перед собой только предметы мебели и бытовой техники. Детектив предлагает включить фонарик и подсветить картинку с обратной стороны. Картинка просвечивает и отчетливо видны сказочные персонажи, которые «спрятались» внутри. Дети называют свидетелей, которых обнаружили, это Мальвина, Пьеро, Артемон и т.д.

4. Игра-пазл «Составь фоторобот»

Цель: Познакомить детей с основами опознавания лиц по особым приметам и умение составлять фоторобот подозреваемого. Тренировать навыки логического мышления, умение классифицировать информацию по ряду признаков.

Материал: фетр, липучка; детали: овал лица, волосы, глаза, усы, брови, борода, предметы одежды и т.д.)

«Свидетелей нашли и опросили. Используя, свидетельские показания – можно составить фоторобот», — продолжает свой рассказ старший детектив…

Детектив знакомит детей с понятием «фоторобот». Фоторобот — это портрет подозреваемого или пропавшего человека. Свидетель описывает детективу подозреваемого: называет его рост, возраст, цвет волос, глаз, форму носа, губ; во что был одет человек. Могут быть и отличительные особенности: большая родинка, грубый голос, человек хромал и т.д.

Детям предлагается, используя детали лица составить фоторобот, описание, которого зачитывает старший детектив (варианты описания прилагаются).

В дальнейшем, условия игры усложняются. В ходе игры дети делятся на две команды. В задачу первой команды детей входит самостоятельное составление рассказа с описанием черт лица и отличительных особенностей подозреваемого, вторая команда должна составить фоторобот и распознать подозреваемого.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год