Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников
Познание
Автор: Рахматуллина Изиля Вазыховна   
05.02.2023 18:07

Интерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольниковИнтерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

 

Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Ранжирование интересов детей нашей группы к профессиям вывело профессию детектива на первое место. Это и определило выбор темы и дальнейшей работы.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о специфике деятельности детектива и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, было разработано методическое пособие – лэпбук «Детективы».

Преимущество интерактивных папок очевидно. Их отличает компактность, многофункциональность, трансформируемость, удобство расположения.

Эту небольшую самодельную папку ребенок может разложить у себя на коленях, просмотреть ее содержимое. В интерактивной книге содержится игровой материал по теме. Она, как нельзя лучше может быть использована в течение тематического периода или стать итоговым материалом по теме недели «Профессии».

Цель: Формирование элементарных представлений о профессии детектива, способствующих ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать представления дошкольников о мире труда и профессий;
  • Совершенствовать педагогические технологии организации поисковых игр;
  • Расширять словарный запас детей и активизировать в речи слова по теме «Детективы»;
  • Предоставлять детям возможность проявлять разумную самостоятельность, инициативность, сообразительность, творческую активность;
  • Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

Словарная работа: детектив, расследование, улика, лупа, подозреваемый, фоторобот, свидетель.

Содержание интерактивной тематической папки «Детективы»:

  1. Дидактическая игра «Подбери инструменты детектива»
  2. Поисковая игра с лупой «Чей след?»
  3. Игровое задание с фонариком «Найди свидетелей»
  4. Игра-пазл «Составь фоторобот» по словесному описанию

Содержание лэпбука может пополняться и усложняться. Чтобы интерес детей к лэпбуку не пропал, игровые задания с фонариком можно заменить другими вариантами игр ( «Что и где спрятано?», «Что везет грузовик?», «Кто съел печенье?» — с отпечатками пальцев и др.)

Для поддержания интереса к игре-пазлу «Составь фоторобот», детям предлагается несколько вариантов описания сказочных персонажей; подобраны различные комплекты деталей лица, с помощью которых дети могут составить портрет подозреваемого в преступлении или пропавшего персонажа.

Лупа и фонарик из кармашка лэпбука могут использоваться дошкольниками во время игр в детективов; для обыгрывания детективных сюжетов, придуманных детьми.

1. Дидактическая игра «Подбери инструменты детектива»

Цель: Познакомить детей с инструментами, которые детектив использует в своей работе.

Материал: комплект карточек с детективными инструментами и орудиями труда людей разных профессий (молоток, расческа, шприц, калькулятор и т.д.)

Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных предметов, орудий труда, используемых в работе людьми разных профессий. Дети должны подобрать картинки с инструментами, которые детектив может использовать в своей работе, рассказать про каждый предмет (как он может быть использован детективом в работе).

2. Поисковая игра с лупой «Чей след?»

Цель: Познакомить детей с одним из детективных инструментов – лупой; со свойством лупы – увеличивать предметы; учить детей пользоваться лупой. Развивать внимание и способность концентрироваться на выполнении поставленной задачи.

Педагог, выступающий в роли старшего детектива, знакомит детей с одним из главных помощников детектива в расследовании – лупой (у лупы есть ручка, круглая рамка и увеличительное стекло, которое и позволяет рассмотреть самые мельчайшие детали вокруг), и предлагает сначала рассмотреть свои пальчики, мелкие детали на одежде друг у друга.

Затем юным детективам раздаются карточки — подсказки, с изображенными на них следами животных и птиц. Следующий набор – карточки — отгадки с изображением животных и птиц. Следы на карточках можно рассмотреть только под лупой, они очень мелкие. Задача детей – определить, кому их животных принадлежат следы, и правильно выбрать карточку- отгадку; обосновать правильность своего выбора.

3. Игровое задание с фонариком «Найди свидетелей»

Цель: обучение формам игровой деятельности, позволяющим расширить круг знаний детей о профессии детектива с использованием фонарика: поиск потерянных предметов или пропавших сказочных героев.

Материал: карточки, склеенные парами (картинки с изображением предметов мебели наклеиваются на картинки с изображением сказочных персонажей. Например, картинка с изображением шифоньера наклеивается на картинку с изображением Мальвины), карманные фонарики.

Старший детектив продолжает раскрывать секреты успешного расследования. Немаловажную роль в раскрытии преступления играет поиск и опрос свидетелей. Свидетели преступления или очевидцы (это люди, которые сами видели какое-либо событие, происшествие, присутствовали при нем) могут рассказать детективу очень важные детали, которые помогут в расследовании. Найти свидетелей порой бывает очень сложно, они могут бояться преступников и где-то прятаться.

Старший детектив знакомит своих помощников с еще одним из важных детективных инструментов – фонариком.

Детям предлагается рассмотреть картинки, с изображенными на них предметами: коробка, машина, телевизор, холодильник, шкаф, комод и т. д. Детектив спрашивает у детей, могут ли свидетели прятаться внутри этих предметов. Дети сомневаются, ведь видят перед собой только предметы мебели и бытовой техники. Детектив предлагает включить фонарик и подсветить картинку с обратной стороны. Картинка просвечивает и отчетливо видны сказочные персонажи, которые «спрятались» внутри. Дети называют свидетелей, которых обнаружили, это Мальвина, Пьеро, Артемон и т.д.

4. Игра-пазл «Составь фоторобот»

Цель: Познакомить детей с основами опознавания лиц по особым приметам и умение составлять фоторобот подозреваемого. Тренировать навыки логического мышления, умение классифицировать информацию по ряду признаков.

Материал: фетр, липучка; детали: овал лица, волосы, глаза, усы, брови, борода, предметы одежды и т.д.)

«Свидетелей нашли и опросили. Используя, свидетельские показания – можно составить фоторобот», — продолжает свой рассказ старший детектив…

Детектив знакомит детей с понятием «фоторобот». Фоторобот — это портрет подозреваемого или пропавшего человека. Свидетель описывает детективу подозреваемого: называет его рост, возраст, цвет волос, глаз, форму носа, губ; во что был одет человек. Могут быть и отличительные особенности: большая родинка, грубый голос, человек хромал и т.д.

Детям предлагается, используя детали лица составить фоторобот, описание, которого зачитывает старший детектив (варианты описания прилагаются).

В дальнейшем, условия игры усложняются. В ходе игры дети делятся на две команды. В задачу первой команды детей входит самостоятельное составление рассказа с описанием черт лица и отличительных особенностей подозреваемого, вторая команда должна составить фоторобот и распознать подозреваемого.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год