Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада
Познание
Автор: Рочева Елена Владиславовна   
20.04.2023 11:13

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского садаОпытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы.

В доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложных природных процессов и явлений помогают эксперименты.

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает его логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

 

Скачать конспект

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

  • формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования
  • знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение)
  • формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса)
  • познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота
  • учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы стимулировать познавательную деятельность;
  • познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни)
  • воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру
  • развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Виды экспериментирования в старшей группе:

  • знакомство со свойствами песка и глины
  • воздух, его свойства и значение
  • изучение свойств воды
  • формирование знаний о теле человека
  • природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства
  • наблюдение за явлением магнетизма
  • почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

Приёмы, используемые на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:

Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.

Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:

«Определи на вкус»;

«Определи по запаху»;

«Узнай по голосу»;

«Где живёт вода»;

«Измерь массу, длину и высоту»;

«Оденем куклу на прогулку».

Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:

  • установить цель (для чего проводится опыт)
  • подготовить материал и оборудование
  • продумать поэтапную инструкцию
  • подвести итоги
  • доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.

Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.

Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:

«Детская лаборатория»;

«Воздух в моей жизни»;

«Наши помощники – органы чувств»;

«Волшебный снег»;

«Плавающее перо»;

«Удивительный песок»;

«Таинственные камни»;

«Волшебница вода»;

«Волшебный свет».

Художественное слово и творчество:

Чтение художественной литературы ( «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).

Песочная анимация, рисование цветным песком ( «Песчаные художники»).

Лепка из глины и мокрого песка ( «Олешек», «Песчаная кулинария»).

Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом (Занятия «Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево», «Дружба красок»).

Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами ( «Сказочный корабль», «Подводный мир»).

Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности. Самое главное, что это весело и очень увлекательно, дети с удовольствием занимаются экспериментированием.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год