Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников «Азбука юного финансиста»
Познание
Автор: Иванова Дарья Гаврильевна   
26.03.2024 12:26

Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников «Азбука юного финансиста»Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников «Азбука юного финансиста»

Опыт работы Воспитателя Ивановой Дарьи Гаврильевны РС (Я) Нюрбинский район Чаппандинская МДОУ ис. С. П. Алексеева-Босут

1. Пояснительная записка

Вид проекта: познавательно – информационный.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, воспитатели, специалисты, социум.

Срок реализации: долгосрочный

Обоснование проекта: Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

 

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участки детского сада), а также складывается первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономичность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля – продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Предпосылкой для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним.

Другой предпосылкой является становление и развитие способности к децинтрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально – коммуникативное и познавательное развитие дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т.д. – представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических.

Цель проекта: помочь детям дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задачи:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • рационально оценивать способы и средства желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Программа состоит из трех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама».

2. Этапы реализации проекта:

1 этап – Организационный

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический

  • Реализация проектных мероприятий (тематическое планирование)

3 этап — Заключительный

  • Итоговое мероприятие «Первый детский экономический форум», защита проекта «Дошкольная профориентация».

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

3. Формы работы:

  • беседа, обсуждение, дискуссия
  • просмотр презентации, мультфильма
  • чтение художественной литературы
  • игровые ситуации
  • решение проблемных ситуаций
  • рассматривание картин
  • сюжетно-ролевая игра
  • продуктивная деятельность
  • экскурсия
  • благотворительные акции
  • экономический форум
  • участие в научно — практических конференциях

4. Предполагаемый результат

В результате проектной деятельности дети:

  • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет – магазин;
  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  • понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, бизнесмен, фермер, программист, модельер и т.д.);
  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
  • проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

5. Педагоги планируем

-разработать технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности.

- составить подборку пословиц и поговорок народа саха, способствующих пониманию многих экономических явлений.

- составление словарика экономических терминов, целью которого является пополнение словаря детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и учит применять их на практике.

-книжка-раскраска, предназначенная для введения дошкольников в мир финансовой грамотности посредством изучения пословиц и поговорок народа саха.

- составить лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников.

-картотека дидактических игр по экономическому воспитанию.

-диагностическая карта с методическим оцениванием

-сборник методических разработок (сценарии образовательных игр и событий, тематические подпроекы).

6. Мероприятия с родителями:

  • Консультации по темам: «Ребенок и экономика», «Экономическое воспитание в семье», «Игра как средство воспитания дошкольников», «Советы родителям по финансовому воспитанию детей», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома»,

«Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников», «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка», «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников», «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников».

  • Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста, «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников»
  • Выставка детских работ: «Реклама»; «Все работы хороши»; «Менеджмент»; «Деньги в сказках»
  • Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»
  • Изготовление лэпбука «Первые уроки Экономики»
  • Совместное изготовление пособий для сюжетно-ролевых игр.
  • Изготовление дидактических игр.
  • Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
  • Родительское собрание: Деловая игра «Азбука финансов»

В Чаппандинской МДОУ им. С. П. Алексеева-Босут который год работает Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников

«Азбука юного финансиста». Опытная воспитательница Дарья Гаврильевна Иванова усердно работает над проектом. Каждый год проводит интересные мероприятия по проекту и по сотрудничеству работает с другими организациями особое внимание уделяет на работу с родителями.

Иванова Д. Г. Чаппанда

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год