Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Патриотическое воспитание дошкольников на основе календарных праздников.
Патриотизм детям
Автор: Кузнецова Ольга Васильевна   
26.01.2022 16:51

Патриотическое воспитание дошкольников на основе календарных праздников.Патриотическое воспитание дошкольников на основе календарных праздников.

Кузнецова Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Рябинушка», город Абакан

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Патриотическое воспитание проводим с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, желания быть частью великой страны, становления устойчивой связи поколений.

 

А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатство своей Родины.

Для детей старшей и подготовительной групп составлена последовательность в представлении ребенка об окружающем мире. В результате которой наши дети учатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной. Направления связаны между собой и включают в себя:

  1. Знакомство с семьей, ее традициями
  2. Знакомство с родным городом, его историей и достопримечательностями
  3. Знакомство с природой Хакасии и России
  4. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа
  5. Знакомство с государственной символикой города, края, России

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка. В своей работе по этому направлению мы способствуем закреплению интереса к своей семье, воспитанию любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формированию и развитию личности, развитию партнерских отношений с семьей. Дети с интересом слушали произведения о семье: Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения». Провели с детьми тематические недели к праздникам: День матери, Международный женский день (8 марта), День семьи (8 июля), День братьев и сестер (10 апреля). В преддверии Международного женского дня в нашей группе прошли праздничные мероприятия. Дети порадовали своих мам и бабушек стихами о весне, о маме, песнями и танцами. Традиционно не обошлось без подарков, которые ребята с любовью сделали для своих мам. Приятно удивили мам их портреты и стенгазета «»Почему люблю я маму». Самые близкие люди после родителей это братья и сестры. Ценность настоящих братских взаимоотношений очень велика. «Доброе братство дороже всякого богатства, а любовь братская лучше каменных стен» — говорят в народе. Ребята с любовью рассказывали о своих братьях и сестрах читали стихи, приготовили для них подарки. В честь праздника детям прочитали сказки, в которых рассказывается о взаимоотношениях братьев и сестер – «Гуси-лебеди», «Марья-Моревна», «Береза и три сокола». День семьи приурочен ко дню празднования памяти святых Петра и Февроньи – православных покровителей семьи и брака. Ребята узнали, об истории возникновения праздника, рассказали о своей семье, разучивали стихи о семье, изготовили родителям символ семьи — чудесные ромашки. Цель всех праздников – привитие любви и уважения к своей семье, укрепление семьи, как основы духовно-нравственного воспитания детей. Родители – активные участники всех мероприятий. Родители оформили плакаты о своей семье, семейном отдыхе. С помощью фотографий, рисунков, картинок они показали в чем заключается «сила» их семей. Совместно с детьми они приготовили листовки и доклады «Тайна моего имени», «Мои домашние питомцы», «Здоровье в твоих руках».

Знакомство детей с родным городом и республикой процесс длительный и интересный. В группе подобран наглядный материал: фотографии города и природы Хакасии, достопримечательностей прошлых лет и современных, символы республики Хакасия (флаг и герб), карты города и республики. Абакан… Есть такой город в России. Столица Хакасии. Расположен в месте слияния рек Абакан и Енисей. В окрестностях Абакана расположено несколько соленых и пресных озер, за что этот регион иногда называют «сибирской Швейцарией». На их берегах выстроены санатории, куда приезжают россияне со всей страны. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Абакан – частица нашей большой Родины. 30 апреля 2021 года Абакан отмечал 90 лет со дня образования. Современный Абакан – это традиции и культура, красота новых жилых районов, парков и скверов. Это результат большой работы, любви и заботы тысяч абаканцев. В честь рождения Абакана родители и дети нашей группы оформили выставку «Достопримечательности нашего города», где были представлены рисунки и макеты архитектурных памятников. Для расширения знаний о нашей малой Родине, были проведены мероприятия под общим девизом: «Наш дивный край — Хакасия». 3 июля наша республика отмечает День Республики Хакасия. Дети с интересом посмотрели мультфильмы о Хакасии, познакомились с произведениями хакасских писателей, играли в хакасские народные игры, творчески закрепили знания детей о символике нашей республики. С особенным интересом дети познакомились с гербом Хакасии и значением символа Хакасии – снежным барсом, который всегда настороже.

Природа – один из важнейших факторов патриотического воспитания. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя детей с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе, к своей Родине. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за ними. В результате полученных элементарных знаний экологического характера развивается позитивное отношение к природе: положительная эмоциональная реакция на события в природе, правильные поступки ребенка по отношению к природным объектам и мотивация этих поступков, созидательное отношение к миру. При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе учитываю региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение многих задач по воспитанию патриотизма: обогатить знания детей о природе Хакасии, воспитывать бережное отношение к природе, формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях. В процессе работы по воспитанию позитивного отношения детей к природе родного края разработаны несколько НОД: «Шумит тайга зеленая», «Кедр – зеленое золото Хакасии», «Животный мир Хакасии», «Цветет Хакасия весной (о первоцветах)», «Лесная аптека».

Содержание деятельности включает различные виды деятельности. Для формирования правильного отношения к так называемым «вредным» животным Хакасии проводятся следующие НОД: «Волк – ты какой на самом деле?», «На что нужны мыши?», «Кому страшна лисица», «Даже царевна была лягушкой», «Кто это долбит деревья в лесу?». В результате дети усваивают основное правило экологии: в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию. В совместной деятельности проводятся познавательные беседы «Мой край родной – заповедные места Хакасии». Цель бесед: познакомить детей с Заповедником «Хакасский» (участок «Малый Абакан», «Озеро Иткуль», «Ергаки»). Дети с интересом слушают легенды о названии нашего города (несколько версий) и озера «Иткуль (озеро пятидесяти), знакомятся с Красной книгой Хакасии. Регулярно читаем произведения хакасских писателей и поэтов, которые дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются. Отражают характерные признаки поведения животных Хакасии, учат быть детей наблюдательными, с любовью относится ко всему, что существует и живет рядом. Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Они постоянные участники конкурсов рисунков о природе Хакасии и ее охране.

Большое место в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц и животных. Сообщая детям, что делали в тот или иной день наши предки, мы подчеркиваем, как бережно относились они к природе (например, 23 сентября, на Петра и Павла-рябинников, начинали собирать рябину, но часть ее оставляли на кусту – на пропитание зимующим птицам). Дети узнают, как правильно относиться к природе и нам, с учетом современных условий. Пример такого бережного отношения к природе мы закрепляем в сознании детей и тем, что вместе с ними подкармливаем зимой птиц. По замечательной традиции русского народа 12 ноября, в день Зиновия-синичника, вместе с детьми развешиваем кормушки и подкармливаем птиц на протяжении всей зимы. Стало традицией участие в региональной экологической акции «Синичкин день», которую проводит ГКУРХ «Дирекция ООПТ Хакасии». В 2021 году наша группа заняла 3 место в этом конкурсе. Народные праздники тоже стали неотъемлемой частью нашей работы по патриотическому воспитанию. Масленица – любимое развлечение детей. Из бесед они узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, разучивали русские народные игры, песни, заклички. На праздник к детям пришли Весна, Зима, Баба Яга, веселые скоморохи. В заключение дети с удовольствием угостились вкусными, золотистыми блинами, которые стали символом весны и солнца. С удовольствием дети узнали о другом народном празднике – День Ивана Купалы. Главный обычай которого – купальский венок. 19 августа прошло празднование Яблочного спаса. Яблочный Спас яблочек припас, а еще припас он для ребят веселые песни и пляски, стихи и поговорки, и, конечно же, радостное настроение.

Очень важным аспектом для воспитания патриотических чувств у ребенка являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия. Особое место среди государственных праздников занимает День народного единства. Дети должны знать его с раннего возраста: это праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам важность сплочения. С детьми проведены беседы о стране. Проведен праздник, девизом которого были слова: «Единство – когда все люди вместе». Дети нашей группы изготовили стенгазету «Мы разные, но мы едины!». У дошкольников формируется представление о величии, могуществе нашей страны. Понятие «единство» раскрывается через понятие «дружба». Значимым событием в жизни нашей страны стало воссоединение Крыма с Россией. В нашей группе проведены мероприятия, приуроченные к этой дате (18 марта 2014г.): беседы «Россия-Крым – мы вместе!», просмотр видеоролика о природе Крыма, оформлена стенгазета и выставка детских рисунков «Крым в моем сердце».

Следующей составной частью этого направления является ознакомление с героическими профессиями, одной из которых является профессия космонавта. В этом году замечательная дата. Шестьдесят лет назад Юрий Гагарин впервые совершил полет в космос. В апреле нашей группе проведена тематическая неделя, посвященная Дню космонавтики, а в марте – мероприятия, посвященные дню рождения Ю. Гагарина (родился 9 марта 1934 г.). Первым в открытый космос вышел тоже наш космонавт – Алексей Леонов (18 марта 1965 г.). В результате проделанной работы у детей возникло чувство гордости, что первым космонавтом был советский человек. Знания о космосе и космонавтах дети закрепили в своих творческих работах. По праву героической профессией, особенно в период пандемии, считается профессия врача. В различных видах деятельности подвели детей к пониманию важности этой нелегкой профессии. Воспитанники нашей группы приняли участие в муниципальных конкурсах «Герои нашего времени» и «Умные и талантливые» в номинации «Стоп короновирус». Праздник 23февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества, воспитания уважительного отношения к военному человеку, человеку в форме. Ребята рассмотрели иллюстрации с военной техникой, разучили стихи, рассказали о папах, сделали стенгазету «Мой папа в армии служил» и конечно, своими руками приготовили подарки для пап. Дети пришли к выводу, что служба в армии – почетная обязанность каждого российского мужчины.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Детям дошкольного возраста доступны некоторые элементарные представления о геральдике, символе цвета. В различных видах деятельности дети получают представления о государственных символах России (их происхождении и истории, значении цветов флага и герба). Регулярно проводим мероприятия, направленные на повышение уважения к символам России: беседы, чтение соответствующей литературы. У детей сформированы уважительное отношение к государственным символам РФ, гордость. Наши дети приняли участие в празднике «День Государственного флага Российской Федерации», который отмечается ежегодно 22 августа. Дети почитали стихи о флаге, научились отличать и находить Российский флаг среди множества других флагов, закрепили представления о назначении государственной символики, узнали о символическом значении цветов флага нашей Родины. В творческих мастерских «Три цвета красками сияют – в стране День флага отмечают» изготавливали флажки из различных материалов, делали коллективную работу «Гордо реет Российский флаг». В честь празднования Дня России была проведена познавательные беседы «Я другой такой страны такой не знаю», «Что я знаю о своей стране», целью которых было изучение символов нашего государства, их значений. Целью всех мероприятий стало развитие патриотического воспитания у детей, любви к Родине, расширение знаний детей о флаге России.

Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Я считаю своей обязанностью передать своим детям то, что хранится в нашей памяти, что пережили наши дедушки и бабушки, воевавшие за нашу победу. Эту работу начинаем как можно раньше, пока в малышах еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Мною проведена большая работа по ознакомлению детей с ВОВ, Великой Победой. День памяти и скорби 22 июня 2021 года – это 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась самая страшная и кровопролитная война в истории нашей страны. В этот день мы скорбим по погибшим солдатам, мирным жителям, умерших в результате бомбежек, голода, холода, замученным узникам в концентрационных лагерях и отдаем дань памяти. Наши дети присоединились к акции «Голубь Мира». Акция памяти «Блокадный хлеб», в которой приняли участие воспитанники и родители. Дети познакомились с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда, с жизнью детей и взрослых в дни Блокады. Дети узнали о блокаде Ленинграда, о «Дороге жизни», о карточках на хлеб. Дети изготовили информационные листовки, которые раздали родителям. День неизвестного солдата – это сравнительно новая памятная дата в российской истории, отмечается ежегодно 3 декабря. С детьми проведены беседы о бессмертных подвигах советских и российских воинов, которые погибли в боевых действиях и чьи имена остались неизвестными. Дети читали стихи о неизвестном солдате, познакомились с понятием «Вечный огонь», участвовали в конкурсе рисунков о неизвестном солдате. И конечно, на основе уже имеющихся представлений о войне, провели мероприятия, посвященные главному празднику нашей страны – Дню Победы. В результате познавательных бесед «День Победы», «Дети и война», «Почему война называется Великой Отечественной», «Парад Победителей на Красной площади в Москве», чтения художественных произведений у детей возникло уважение и патриотические чувства к защитникам нашего Отечества. Была оформлена выставка детских работ «Этих дне не смолкнет слава!», совместно с музыкальным руководителем музыкально-литературный Салон «Песни, с которыми мы победили». Дети нашей группы победили в дистанционном военно-патриотическом музыкальном конкурсе «Вместе мечтать – вместе творить», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Тема «Поем песни Победы!».

Предлагаемая система работы является эффективным средством формирования патриотизма у детей дошкольного возраста. Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы наших воспитанников в разного рода конкурсах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год