Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия в старшей группе (5-6 лет) «Богатырь земли русской — Илья Муромец»
Патриотизм детям
Автор: Левченко Любовь Михайловна   
13.06.2024 19:50

Конспект открытого занятия в старшей группе (5-6 лет) «Богатырь земли русской — Илья Муромец»Конспект открытого занятия в старшей группе (5-6 лет) «Богатырь земли русской — Илья Муромец»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка с. Новосысоевка» Яковлевский муниципальный округ

Самоанализ Открытого занятия в старшей группе «Пчёлки» (5-6 лет) Тема: «Богатырь земли русской-Илья Муромец»

Составила: ВоспитательI категории: Левченко Л.М 2024 г.

Конспект интегрированной образовательной деятельности (далее ОД) разработала и провела в соответствии с основной образовательной программой, по познавательному развитию ( «Социальное окружение» и «Физическая культура») с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа средствами познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

  • Закрепить представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.
  • Оживить представление о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров
  • Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы)
  • Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.
  • Прививать интерес к истории и русской культуре, воспитывать чувство патриотизма.

Материалы и оборудование:

  • проектор и экран для показа презентации «Богатырь земли русской-Илья Муромец».
  • большие иллюстрации с изображением гор.
  • спортивное оборудование: конусы, дуги.
  • Картинки снаряжения и оружия богатыря.
  • музыкальное произведение: звукозаписи песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутоваой на стихи Н. Добронравова, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина».

Виды и формы деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Занятие сочетает в себеобразовательные области:

«Социальное окружение» и «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей старшей группы.

При проведении образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: была проведена влажная уборка, проветривание помещения; достаточное освещение, время проведения и продолжительность деятельности соответствовало возрастным нормативным требованиям. Своевременно осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (сидя, стоя, в движении), также осуществлялась смена игровой среды, соответствующей ходу образовательного мероприятия, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.

При планировании образовательной деятельности и достижения поставленных целей и задач учитывался:

  • Интегрированный подход к организации образовательной деятельности (в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач);
  • Создание атмосферы доброжелательности и эмоционального благополучия для детей
  • Разнообразие видов детской деятельности
  • Уважительное отношение к результатам детской деятельности.

Для реализации поставленных задач, весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей.

Все задачи реализовывались через сочетание методов и приемов.

Методы и приёмы:

Словесный: (беседа, объяснения, художественное слово, вопросы).

Наглядный: (мольберты с предметными картинками, доска).

Практический: (дидактические игры с наглядным материалом).

Игровой: (прохождение по болотным кочкам).

Здоровье сберегающий: (физические упражнения с дугами и конусами).

Структура ОД:

1. Вводная часть.

а) приветствие детей;

б) сообщение темы ОД;

2. Основная часть.

а) беседа, просмотр слайдов презентации;

б) физминутка Богатырская;

в) словесная игра «Да — нет»;

г) дидактическая игра «Собери богатыря в поход»;

д) рассказывание пословиц и отгадывание загадок;

3. Заключительная часть.

а) рефлексия

(ответы детей о том, что они узнали нового и интересного из этого путешествия);

Данное занятие проводилось с детьми старшей группы, в количестве 12 человек. Длительностью 30 минут, что соответствует требованиям САНПИНа. Образовательная деятельность состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют принципам установленных ФОП ДО. Для достиженияпоставленной цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям.

Вводная часть ОД состояла из организационного момента, целью которого стало включение внимания детей на предстоящую деятельность и развертывание образовательной ситуации. Это решалось через такие организационные формы совместной деятельности:

  • Приветствие – цель настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать положительные эмоции;
  • Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на неёиспользовалась мотивация приглашенияв былину.
  • Использовалась методика проговаривания пословиц и отгадывания загадок, это способствовало детей к дальнейшему занятию развитием речи.
  • Беседа с детьми как можно пройти путь испытаний – способствовала развитию словарного запаса, учить детей отвечать на вопросы взрослого.

Основная часть ОД состояла из совместной практической деятельности детей и взрослого. В этойчасти были подобраны теоретические и практические задания с сопутствующей двигательной активностью. ОД была выстроена с учетом знаний детей, их способностями воспринимать материал, способствовала развитию интереса.

Темп занятия соответствовал уровню подготовленности и был соответствующим. Виды деятельности менялись согласно плану, и каждый из них являлся продолжением для дальнейшего изучения темы. Такие приемы как использование музыки в выполнении физических упражнений, рассматривание иллюстрации старинной избы, гусляров, вступительная беседа, чтение отрывков из былины помогли окунуться в частичку нашей истории. Постаралась охватить всех детей, достаточно правильно оценить их ответы. Думаю, что обстановка во время нашей совместной деятельности была доброжелательной, нагрузка на детей соответствовала возрасту и их психологическим особенностям. Смена деятельности, динамическая пауза, снимали напряжение детей. Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, созданием ситуации успеха у детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.

Быстрая сменяемость приёмов и выполнение игровых заданий в течении всей основной части, позволили избежать утомляемость воспитанников, способствовали сохранению эмоционального благополучия детей. На данном этапе ОД удалась решить все поставленные задачи. Дети были активны, вовлечены в игровую атмосферу, которая присутствовала на занятии.

Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательного процесса. Чтобы подвести общий итог занятия был использован прием-вопрос. Дети отвечали на вопросы что нового и интересного они узнали на занятии.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми. Деятельность детей на занятии заключалась в речевой, двигательной и умственной активности. Смена видов деятельности позволила сохранить интерес детей и работоспособность. Данная деятельность соответствует планированию, программе и возрасту детей. Считаю, что цель занятия была достигнута, поставленные задачи решены именно теми приёмами, которые были запланированы. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Вывод: Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Была для детей партнером, помощником, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Цель достигнута, поставленные задачи реализованы.

Перспектива дальнейшей работы:

  • Продолжать поддерживать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, используя разные формы организации детской деятельности
  • Повышать своё педагогическое мастерство в организации проведения познавательной деятельности с детьми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка с. Новосысоевка». Яковлевский Муниципальный округ

Конспект

Открытого занятия в старшей группе «Пчёлки» (5-6 лет) Тема: «Богатырь земли русской-Илья Муромец»

Подготовила воспитатель I категории: Левченко Л.М

2024 г

Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской- Илья Муромец»

Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец»

Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа средствами познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  4. Познакомить детей с оружием богатырей.
  5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  6. Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
  7. Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
  8. Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  9. Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.
  10. Прививать интерес к истории и русской культуре, воспитывать чувство патриотизма.

Словарь: богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, доспехи, булава, ножны, поножи, наручи, лик святого, колчан со стрелами, лук, мощи, Киева –Печорский монастырь, молитва.

Предварительная работа:

  • Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., просматривание мультфильма «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей разбойник», рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц, отгадывание загадок.

Оборудование:

  • проектор, экран для показа презентации»
  • Картинки снаряжения и оружия богатыря, большие картины с изображением гор.
  • музыкальное произведение: звукозаписи песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутоваой на стихи Н. Добронравова, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина».

Ход занятия. Вход в зал под музыку: «Утро над Москвой рекой»

Воспитатель: «Здравствуйте ребята, посмотрите, сколько много гостей. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! Садитесь на свои места и слушайте внимательно.

1. У нас сегодня будет необычное занятие. А о чем оно будет вы узнаете если отгадайте загадку:

Из того ли –то города Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец

На коне, на Бурушке Косматушке.

А ехал он не себя показать,

Не себя показать, не людей посмотреть,

А Русь –матушку защищать…

Слайд 1, 2,3, 4, 5, 6

А поговорим мы с вами о богатырях, которые жили давно, но слава об их подвигах дошла до наших дней. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Из древне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри — это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (крепости).

2. Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.

- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)

- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

Слайд 7

Вот перед нами деревянная избушка. Давайте заглянем, что в ней.

На большом экране старинная русская изба в разрезе.

- Что внутри этой избы? (Русская печь)

Она занимает почти пол избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь — Матушка».

- Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).

3. Вот на такой печи долго пролежал и молился один из русских богатырей.

Слайд 8

Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарова, недалеко от города Мурома) (Есения)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

Слайд 9

- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, божьи люди выпить святой, студеной, колодезной воды заставили)

- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем — разбойником)

Ребёнок (Матвей Корюгин)

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди — все мертво лежат.

Ребёнок

Но срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Слайд 10, 11

Воспитатель: После участия в долгих ратных подвигах Илья Муромец ушёл в монастырь. Постригся в монахи и возносил молитвы богу. Он был возведён в лик святых. И по сей день люди припадают к его святым мощам и возносят молитвы о России. Мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской Лавре.

Слайд 12

4. Ребята, а как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.

Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)

Ребёнок: Сказитель играл на гуслях и приговаривал

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка, и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно.

Слайд 13

5. Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В. М. Васнецова?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?

Дети: Трех богатырей.

Воспитатель: Кто находится в центре?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: а как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.

Воспитатель: а кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: а ещё какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

Воспитатель: Ребята богатыри передали нам свиток. Я сейчас зачитают, что здесь написано. Здесь написано, чтобы вернуться обратно в детский сад нужно пройти испытания и выполнить задания. Но прежде чем мы отправимся в путь представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

6. Физминутка:

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой) шли в дозор богатыри. ( «идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (сгибают руки в локтях)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

7. Воспитатель: Вот первое испытание. Нам нужно пройти по болотистым кочкам. Проходим под музыку: «Богатырская сила»

Задание №1: Словесная игра «Да- нет»

Наша Родина сильна … да.

И у нас она одна… да.

На Руси богатыри есть…да.

Им всегда хвала и честь… да.

Илья Муромец герой … да.

Он был самый молодой…нет.

Соловья он победил…да.

Из автомата подстрелил…нет.

Алёша Попович тоже герой… да.

Он сильный, смелый, молодой…да.

Он в Киеве граде дружинником был…да

Карабаса в бою победил… нет.

На танках боролись богатыри с врагом. нет.

Они воевали с мечом и копьём…да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.

Он змея сумел победить своей силой… да.

Гордимся мы нашими богатырями… да.

Хотим ли быть такими же сами…да.

Воспитатель: Нам нужно преодолеть следующее препятствие проползти через дебри и выполнить следующее занятие.

Проходим под музыку: «Богатырская сила»

Задание №2: Дидактическая игра «Собери богатыря в поход»

Для этого вам надо из всех предложенных вам картинок нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор. (Дети поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется)

Дети обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом.

Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были лишними и почему.

Воспитатель: Ещё одно препятствие пройти через крутые горы и выполнить последнее задание.

Проходим под музыку: «Богатырская сила»

Вот и задание №3. Нужно рассказать пословицы про богатырей и отгадать загадки.

Пословицы

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли – умри, не сходи!

За край свой насмерть стой!

За правое дело стой смело!

Жить – Родине служить.

Счастье Родины – дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Стать за честь Родины против недруга,

За Отчизну в нужде сложить голову.

Загадки:

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Слайд 14, 15, 16, 17

8. Воспитатель: а теперь через ворота время возвращаемся обратно. Ребята, а богатыри были не только в стародавние времена, богатыри есть и сейчас в наше время. Это военные, пожарные, врачи. А я хочу вам рассказать об 11-летнем мальчике из-под города Архангельска, об Савёлове СергееАртёмовиче. Когда они катались с горки на ватрушке его друг Митя ушиб сильно голову, у него был перелом черепа. И Серёжа тащил его 2 километра на ватрушке до больницы, никто не остановился, чтобы помочь. Но Серёжа дотащил его, вовремя Мите оказали помощь, если бы чуть позже Митя бы умер, но Серёжа своим упорством и добрым сердцем спас своего друга. И получил за это награду «Горячее сердце». Вот такие есть у нас герои сильные духом

9. Подведение итогов:

-О ком мы сегодня узнали?

- Что нового узнали?

Чтение стихотворения.

Ребёнок: А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь — не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год