Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семья – основа патриотизма
Патриотизм детям
Автор: Енина Надежда Леонидовна   
18.02.2017 12:04

Семья – основа патриотизмаСемья – основа патриотизма

Енина Надежда Леонидовна Воспитатель МБДОУ ЦРР д.с "Рябинушка" город Абакан Республика Хакасия

Семья – основа патриотизма.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Патриотизм-одно из самых глубинных чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Учёные – генетики утверждают, что у человека существует ген патриотизма. А вот из каких капелек складывается у маленького человека это качество, до сих пор никто не знает, хотя, видимо, самая первая капля – это семья – мама, папа, дом, природа родного края. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Условия реализации патриотического воспитания:

  • Быть самому патриотом.
  • Создать соответствующую среду.
  • Привлечь родителей.
  • Установить связь с окружающим.

Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятия о малой родине, о семейных ценностях. Мы как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитанииявляется: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу — в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками». Т. е.

  1. Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.
  2. Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
  3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.
  5. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  6. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.
  7. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.

  • беседы;

«Я люблю тебя, Россия»

«Кто живёт в нашей республике»

«Государственная символика России»

«Москва – столица нашей Родины»

«Русский национальный костюм»

  • консультации:

«Воспитание самостоятельности и ответственности»,

«Как воспитать маленького гражданина»;

  • совместные конкурсы:

«Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.;
  • досуги, праздники:

«День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

Фольклорные праздники русского и хакасского народа.

  • поручения родителям.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; встречи за круглым столом.

При проведении анкеты мы выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься. В данный момент готовимся к выставке «Герб моей семьи», где родители вместе с детьми придумают и создадут Герб своей семьи.

Всё это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.

Литература:

  1. Воспитания маленького гражданина…Ковалева Г.А М.: АРКТИ, 2005
  2. Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. Моя страна Россия. Просвещение, 2001
  3. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Баранникова О.Н.
  4. С чего начинается Родина? Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  • Воспитание любви к Родине;
  • Воспитание уважения к старшему поколению;
  • Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • Знание истории своей страны;
  • Другое- ___
  • Затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • Да;
  • Нет;
  • Затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • Прививать детям уважение к людям своей страны;
  • Познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Расширять представления о родной земле, её столице, городах;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  • Да;
  • Нет;
  • Затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___Спасибо за сотрудничество.

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.)

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ___
  4. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
  5. Да.
  6. Нет.
  7. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
  8. В школе.
  9. В семье.
  10. В детском саду.
  11. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
  12. Да.
  13. Нет.
  14. Иногда.
  15. Рассказываете ли вы своему ребенку о Кстово, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  16. Да.
  17. Нет.
  18. Иногда.
  19. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___
  20. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___
  21. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Конспект НОД по социально – нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Большая и малая Родины».

Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Образовательные задачи:

  • дать детям представление, что такое «малая Родина», родной край
  • уточнить и расширить знания о родном городе, его истории

Развивающие задачи:

  • развивать память, воображение, связную речь
  • активизировать словарь по теме
  • развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну
  • воспитывать уважение, любовь к родному городу.

Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворения о городе.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята, милые мои дошколята!

Вы рано все проснулись? Вы друг другу улыбнулись?

Здравствуйте, вы всем сказали? Что друг другу пожелали?

На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная». Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко». Придумайте к слову «родная», «родной» подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родная», «родной».

(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край и т.д.)

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихах:

Мама.

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она. Кто она?

Отвечу я Родная мамочка моя!

Воспитатель: Вот послушайте ещё раз: «Родная мамочка моя!». Давайте все вместе скажем нежно и ласково, какая наша мама, слово «родная».

Дети с воспитателем произносят слово «родная».

Детский сад.

Рано утром Детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки для ребят,
В уголке скучают.

Красный мяч,
Синий мяч,
Куклы, медвежата…
Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Воспитатель: А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!»

Дети с воспитателем произносят слово «родной».

Воспитатель: Вот так, по – разному может звучать одно и то же слово. А я придумала «родная сторона». Как вы думаете, что означает «родная сторона»?

Предполагаемые ответы детей6 дом, земля, поля, леса, город и т.д.

Воспитатель: Родная сторона – это то место, где нам всё дорого, близко, где мы родились, где всё для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Послушайте, как звучит это слово.

Ребёнок читает стихотворение:

Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые

До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, и наших близких.

За всё спасибо говорим! И кланяемся низко!

Воспитатель: Ребята, вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя!

Попробуйте сказать эти слова гордо и тожественно. У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки, открывает сундук.)

Бабушка: Помоги – ка мне, Алёша, сундук открыть!

Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные. (Леша с бабушкой достают вещи – платок, ковёр).

Леша: А ковёр-то надо почистить, ой как надо.

Бабушка: Алёшенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать. (Дети помогают.)

Алёша чистит ковёр, вдруг ковёр начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.

Ковёр: Это я, ковёр! Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр – самолёт!

Воспитатель: Ребята, а у меня идея! Давайте попросим ковёр- самолёт помочь нам совершить небольшое путешествие. Ковёр – самолёт помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковёр: Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, родной наш город Абакан, наша малая Родина, осталась позади. Вокруг началась тайга. Но это тоже наша Родина, наша Республика Хакасия! Посмотрите вниз, под нами раскинулась река Абакан, а вон там, недалеко от берега, стоит юрта, возле нее горит костер. Своим теплом он зовёт нас к себе. Давайте спустимся к нему. И послушаем легенду о реке Абакан:

Давным – давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА). Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. Один охотник решил помочь людям. Он нашёл медведя и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя все новые ручьи. Они постепенно превращались в поток. Ниже поток становился рекой. АБАХАН (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили…

Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, по нашей Родине! Посмотрите, уже остались позади тайга и река Абакан. Все – это наша малая Родина! Посмотрите вниз, какое широкое раскинулось поле, а вот и березовая роща. Какие они стройные и красивые, давайте покачаем как березки веточками. А над ними-небо! Да какое чистое, голубое, родное! Такое же большое, как наша Родина – Россия!

Нам пора возвращаться, вот мы и дома в нашем родном саду! Ребята, мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Нарисуйте, какой вы ее представляете.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год