Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательная программа «Чудеса на ладошке»
Педагогика
Автор: Белоусова Наталья Владимировна   
01.01.2020 19:52

Образовательная программа «Чудеса на ладошке»Образовательная программа «Чудеса на ладошке»

Руководитель: Белоусова Н. В. с. Александровское Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское»

I Целевой раздел

1. 1 Пояснительная записка:

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которая способна обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного образования. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства.

 

Скачать конспект

В свете Федерального государственного образовательного стандарта образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. ФГОС поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», нацеливает на создание благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире.

В младшем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами: песок, вода, тесто и другое.

Под дополнительным образованием в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от непосредственной образовательной деятельности, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОО

Согласно ФГОС дополнительное образование является, одним из инструментов достижения планируемых результатов образования дошкольников.

Рабочая программа «Чудеса на ладошке – развивающая деятельность по тестопластике в рамках реализации ФГОС» составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав ДОУ;
  • Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад «Малышок».

Одним из основных приоритетных направлений МАДОУ детского сада

«Малышок» является художественно эстетическое развитие детей.

Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко — творческое воображение и мышление.

Лепка — одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

В связи с этим актуальной является разработка программы для детей младшего возраста, направленной на развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, развитие речи, всех психических процессов, развитие способностей и возможностей ребёнка в художественно-творческой деятельности.

Этому виду творчества придумали современное название — Тестопластика.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:

  • способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
  • совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
  • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

Обычные материалы для лепки – это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Соленое тесто – удивительно пластичный материал, использовавшийся для лепки еще в Древнем Египте, где считалось, что фигурки из соленого теста приносят удачу. Оно имеет ряд преимуществ:

  • тесто легко замешивать в любое время, мягкое, пластичное, приятное на ощупь;
  • материал экологически безвредный, не аллергенный;
  • легко отмывается и не пачкает одежду;
  • не липнет к рукам и не тает как пластилин;
  • поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх;
  • можно заготовить заранее (впрок);
  • поделки можно раскрашивать в разные цвета;

Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, а значит, развивает детскую фантазию, творчество детей. Занятия с мягким тестом успокаивают ребенка, раскрепощают его, учат быть сосредоточенным в работе, заряжают положительными эмоциями. Развитие ребенка происходит незаметно, ненавязчиво в процессе «творения» ребенком своей поделки; при работе с тестом у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние.

В программе соблюдается преемственность работы с родителями. Организация работы с семьёй строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей по вопросам обучения приёмам тестопластики организуются следующие формы сотрудничества:

  • индивидуальные беседы, консультации и т.д.;
  • презентации продуктов детской деятельности (выставки);
  • мастер-класс;

В части программы, формируемые участниками образовательных отношений, представлены образовательные проекты, разработанные педагогами: Белоусова Н.В, Калинина И.В «Мамы есть у всех!», «Елочка- красавицавсем нам очень нравится»

1. 1. Цели и задачи

Цель:

Создание условий для психологического комфорта детей дошкольного возраста, для эффективного освоения ими методов работы с новым материалом – тестом с учетом индивидуальных особенностей и их интересов, а также для привлечения семьи к процессу воспитания и обучения детей.

Задачи:

Воспитательные:

  • создание позитивного эмоционального настроя;
  • социальная адаптация и интеграция ребёнка (в том числе и с ОВЗ) в ДОУ;
  • воспитание у детей, родителей доброжелательного отношения друг к другу;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • развитие сенсомоторной функции у детей младшего возраста;
  • развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности;
  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие интереса детей и родителей к лепке, формирование навыков сотворчества со взрослым и самостоятельного детского творчества;
  • расширение кругозора и словарного запаса.

Образовательные:

  • ознакомление детей и родителей со способами лепки из соленого теста;
  • ознакомление детей со свойствами материала;
  • ознакомление родителей с историей возникновения тестопластики, её возможностями;
  • формирование элементарных умений работы с соленым тестом (умение отламывать кусочки теста от большого куска, лепить палочки, раскатывая комочек вначале на доске, затем между ладонями прямыми движениями, умение раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней, умение сплющивать комочек между ладонями);
  • формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

1. 2. Планируемые результаты освоения вариативной части программы

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В работе используются: следующие принципы

  • Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
  • Принцип сознательности. Когда ребенок узнает, что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
  • Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
  • Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
  • Принцип доступности и индивидуальности. Учитывая гендерные и возрастные различия и, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

II Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности по реализации вариативной части программы

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 3-4 лет.

Этапы работы:

Первый этап – знакомство с изобразительным материалом.

Второй этап – действия по показу и по началу воспитателя.

Третий этап – создание изобразительных образов по показу и в самостоятельных действиях по желанию.

Формы: Индивидуальные, подгрупповые.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели в форме совместной игровой, продуктивной деятельности, экспериментирования с материалами и веществами, по 10-15 минут (в зависимости от возраста детей). Обучение проводится по подгруппам по 6 человек.

Этапы реализации программы:

I этап: ознакомительный:

Начинаем со знакомства с новым материалом — солёное тесто. Знакомим с самыми доступными приёмами, которые необходимо знать каждому:

Учимся делить единый кусок на части. Существует несколько способов:

  • откручивание
  • ощипывание
  • разрезание и надрезание стекой

II этап: основной:

Учимся придавать форму:

- формование

  • раскатать в ладонях или на столе
  • сплющить
  • вдавить
  • вытянуть

Учимся соединять детали:

  • прижать
  • сгладить
  • вдавить

Учимся оформлять и декорировать изделие:

  • дополнение изделия мелкими деталями (налепами)
  • процарапывание различными инструментами

- дополнение образа различными элементами их других материалов (бисер, пуговицы, семечки)

III этап: презентационный:

- выставки детских работ

- мастер-класс

- изготовление сувениров для родителей

- итоговая непосредственно образовательная деятельность

Методы и приемы обучения:

Последовательное знакомство с различными видами лепки:

1 Конструктивный — при этом способе лепки образ создается из отдельных частей.

- Скульптурный (пластический) — изделие лепится из целого куска.

- Комбинированный — этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный

- Рельефная лепка — поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.

- Модульная лепка — этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.

- Лепка из колец.

2 Словесный метод:

  • Беседа, рассказ
  • Объяснение, пояснение
  • Вопросы

- Словесная инструкция

3 Наглядный метод:

- Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия)

  • Показ, выполнение работы (частично, полностью)

Структура деятельности:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

Рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира.

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Продуктивная деятельность детей

4. Динамическая пауза.

5. «Оживление» изделия (доработка изделия из дополнительного материала).

6. Рассматривание и обыгрывание готовых работ.

7. Положительный анализ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год