Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы с родителями в современном ДОУ
Педагогика
Автор: Болдырева Оксана Владимировна Ермолаева Марина Владимировна Нестеренко Татьяна Валерьевна   
04.11.2022 18:39

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

  • между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться
  • между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления
  • между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения
  • между низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

 

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Концепции модернизации образования». Так в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняются позиции дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза (а в нашем случае ДОУ) и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа, как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечения их к этой работе» (Н. К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, надо помогать.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется рядом факторов:

  • планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей
  • практическая помощь семье в воспитании детей
  • организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания
  • вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предлагают:

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для своего ребенка, детей группы
  • составление программы совместных действий педагога и родителей
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

При этом очень важно соблюдать следующие принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге».

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и с родителями.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

4. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в системе развития, а не существования, представляя собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменение социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год