Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада»
Педагогика
Автор: Сазонова Наталья Евгеньевна; Коряковская Татьяна Николаевна   
07.06.2023 22:37

«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада»«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада»

воспитатели БДОУ СМО «Детский сад №30» Сазонова Н.Е.

Коряковская Т.Н.

(из опыта работы)

Обсуждение вопросов познавательной, нравственной и эстетической направленности возможно проводить не только в формате образовательных ситуаций, но и за счет других форм организации и сопровождения деятельности детей.

Мы расскажем об организации совместной деятельности с детьми по оформлению выставки.

 

Скачать презентацию

Выставка творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Поэтому многие педагоги рассматривают выставку как ординарное событие, а ее оформление сводится к размещению экспонатов на столах, полках и стендах. Но этого недостаточно для того, чтобы данное мероприятие выполняло воспитательную функцию.

Где чаще всего располагается выставка? Где она еще может располагаться?

Как вы считаете, сколько выставок должно быть в группе детского сада?

Задание слушателям: На карточках указаны индикаторы, отражающие деятельность педагога по организации выставок. Разложите их от наименьшего.

  1. Педагог выставляет детские работы в раздевалке, не привлекая к ним детей. Тематические выставки организуются одна в полгода по инициативе старшего воспитателя
  2. Педагог организует выставки детских работ в раздевалке, обращая на нее внимание детей. Тематические выставки организуются в группе по мере необходимости, но длительно (в течение 1-2 месяцев) не меняется экспозиция
  3. Педагог организует выставки в развалке и в групповой комнате, обращая внимание на них детей. Тематические выставки выполняются по плану, фрагментарно меняется экспозиция
  4. Педагог организует выставки разного формата (постоянно действующие: отчет по созданию художественного образа в рамках непосредственно образовательной деятельности; индивидуальные выставки; общие тематические, раскрывающие специфику проекта; узко специализированные, раскрывающие тему недели). Экспозиции в тематических выставках постоянно пополняются.

Педагогический коллектив должен использовать выставки для решения задач образовательной программы и задач текущего учебного года. Выбор темы, определение содержания выставки может также зависеть от интересов и запросов детей и родителей.

Как выбрать тему для выставок

При планировании тем выставок необходимо учитывать:

  • задачи образовательной программы и годовые задачи (например, работа с детьми в галерее «Что такое хорошо и что такое плохо», на которой дети иллюстрируют эпизоды к книге Маяковского или организуют выставку иллюстратора А.Ф. Пахомова проходит в рамках решения задач социально — коммуникативного развития дошкольников);
  • традиции ДОО (например, новогодние выставки);
  • знаменательные даты (например, выставка к юбилею детского сада);
  • интересы и возможности детей и родителей.

Виды выставок детского творчества делятся по способу организации: блиц­выставка, выставка­сопровождение, выставка­партитура (И. Лыкова).

Блиц­выставка – в экспозиции обычно представлены творческие работы детей, выполненные на одном занятии или мастер-классе. Чаще всего используем мы в нашей работе.

Но формирование у детей нравственно — эстетического отношения к миру не может осуществляться только в заданное время несколько раз в неделю. Эффективная реализация данных задач возможна за счет организации совместной и самостоятельной деятельности детей на выставке, организованной в другой форме (это выставка — сопровождение и выставка — партитура).

Выставка ­ сопровождение обычно носит вспомогательный характер и организуется для эмоциональной поддержки какого-либо образовательного события, проекта, календарной темы.

Для выставки ­ партитуры характерно включение элементов разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства) и театральной педагогики. Так, оформление галереи "С музыкой по жизни: нам песня строить и жить помогает" проводится на основе интеграции образовательных областей:

  • слушаем с детьми музыку, напеваем любимые мелодии
  • рассматриваем "Музыкальные картины" (репродукции по тематике "Музыка")
  • "рисуем" музыку, передаем ее настроение цветами и линиями, оформляем выставку
  • играем (озвучиваем картины с помощью игры на музыкальных инструментах) и т.д.

На каждой выставке дети являются активными участниками. Они – авторы творческих работ, восторженные зрители, мастера-художники, экскурсоводы…

На таких выставках располагаются работы не только детей, но и репродукции картин художников, скульптуры малых форм, фотографии по теме.

Например, при оформлении выставки "Знай и люби свой город" мы размещаем фотографии, репродукции панорам города. Знакомим с художественным образом нашего города в творчестве вологодских художников (Корбаков В.Н.). Такое дополнение, расширяет кругозор детей и способствует формированию любви к малой родине.

В работе с иллюстративным материалом на выставках используем репродукции художников русских художников (например, на выставке "Откуда хлеб пришел?" располагаем репродукции: И.И. Машков «Снедь московская», А.Г. Венецианов «Гумно», М.К Клодт «На пашне» и др. в уголке творчества; в уголке творчества "Наши домашние любимцы" – Н.Е. Сверчков "Лошади", "Лошадь с собакой", Н.А. Тарханова "Козы на солнце и др.).

На слайде: В процессе бесед по картинам ребенок наглядно знакомится с произведениями русских художников, учится воспринимать их, познает через сюжет нравственные ценности, выражает свое отношение к героям картин, учится сопереживать, чувствовать настроение и смысл произведений, рассуждать, делиться впечатлениями от картины.

Помощь в оформлении галереи оказывают родители. Заранее приносят фотографии бытовых ситуаций из жизни своей своих семей (выставка "Наши любимые занятия"), подбирают анималистическую скульптуру малой формы, фотографии домашних питомцев (выставка «Забавные зверята»: выбираем материал для скульптуры или "Наши домашние любимцы"), если потребуется, изготавливают совместные поделки.

Дети рассказывают о представленных на выставке фотографиях и поделках. Благодаря этому они самоутверждаются, испытывают чувство гордости за совместный с родителями труд.

Использование такого богатого визуального ряда позволяет активизировать опыт детей, развивает культуру восприятия ребенка.

Вторая половина дня дает возможность привлечь детей к оформлению выставки.

Совместная деятельность начинается с привлечения детей к рассматриванию и описанию предложенного визуального ряда. Обращаем внимание на выразительность образов, особенности передачи характера картины, построение композиции.

Возможно, дать детям проиграть предложенный эпизод – сымитировать изображенное действие, представить себя персонажем картины (образно зачитать эпизод или интересный, подходящий по настроению фрагмент литературного произведения).

Кроме продуктивной деятельности (рисования по теме, создания фигурок и поделок, раскрашивания готовых картонных силуэтов, составления дизайна названия выставки, этикеток с названиями картин), при оформлении выставки педагог организует коллективные и индивидуальные игры и развлечения детей.

Например, дети подбирают предметы – игрушки для мальчиков и девочек (выставка «Наши любимые занятия»); угощения и игрушки для животных (бантик для кошки, мячик для щенка), придумывают и символами записывают интересную информацию о животных (выставка «Наши домашние любимцы»); разыгрывают изображенные эпизоды; придумывают интересный способ расположения изображений (как лучше расположить: залы жанровых картин и натюрмортов) и размещают их на стенде – выставке; разыгрывают эпизод сказок и др. По итогам выставки можно предложить детям провести экскурсию по выставке (ролевая игра: зрители, экскурсовод).

Темы выставок, возможно, интегрировать в другие области. Например, при организации совместной деятельности на выставке «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» (образы людей разных национальностей в России) следует интегрировать данную тему с освоением сказок народов России; тему «Знай и люби свой город» с экскурсией в краеведческий музей.

После закрытия выставки творческие работы собираются в портфолио ребенка с последующим использованием для персональной выставки — презентации (в конце года); используются с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности (например, дети по итогам выставки составляют «Энциклопедию братьев наших меньших» (книги с экологической информацией о мире животных)).

Воспитанники могут забрать работы домой. Воспитатель должен провести с детьми беседу о том, как они будут использовать эти поделки в дальнейшем. Например, ребенок может подарить поделку кому-либо из членов семьи или друзьям, украсить с ее помощью свою комнату.

Задание слушателям: Предложить находки по эстетическому и нравственному воспитанию детей в рамках оформления выставки «Откуда хлеб пришел?».

Таким образом, процесс формирования эстетических и нравственных качеств ребенка может проходить не только на занятиях, но и других формах организации изобразительной деятельности, одной из которых является выставка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год