Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Характеристика современных концепций развития детей в условиях дополнительного образования
Педагогика
Автор: Суворова Екатерина Сергеевна   
21.12.2023 10:14

Характеристика современных концепций развития детей в условиях дополнительного образованияХарактеристика современных концепций развития детей в условиях дополнительного образования

Е.С. СУВОРОВА, Алтайский государственный педагогический университет, Научный руководитель – Шайдурова Н. В., к.п. н., доцент

В настоящее время важными направлениями деятельности системы дополнительного образования является создание условий для удовлетворения разнообразных познавательных интересов детей дошкольного возраста, их социального и профессионального самоопределения, развития творческой личности. Творческая самореализация детей в сфере дополнительного образования происходит в процессе накопления опыта в интересующей предметной деятельности или области знания, получении реальных результатов от этой деятельности.

Сущность дополнительного образования рассматривалась в трудах

 

А. Г. Асмолова, который считает, что целью дополнительного образования является формирование мотивации к познанию и творчеству [1]. Цель дополнительного образования детей заключается в социально-педагогической поддержке ребенка в процессе его социального самоопределения, творческого и личностного развития, самореализации.

Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в т. ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Вовлечение детей дошкольного возраста в социальную практику является ключевым направлением деятельности организаций дополнительного образования.

На базе организаций дополнительного образования:

  • действуют программы для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами развития, детей «группы риска», детей с ОВЗ;
  • накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей;
  • успешно реализуются различные социально-педагогические практики.

Дополнительное образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя [3].

В Концепции развития дополнительного образования в РФ отмечено, что такое образование принципиально расширяет возможности ребенка, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития [4].

Разработчики Концепции развития дополнительного образования в РФ полагают, что персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

  • участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
  • возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
  • право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
  • неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
  • вариативный характер оценки образовательных результатов;
  • тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
  • возможность на практике применить полученные знания и навыки;
  • разновозрастный характер объединений;
  • возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера [4].

В Концепции развития дополнительного образования в РФ отмечается, что важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

  • нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
  • возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
  • благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских, так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

На современном этапе, как отмечается в Концепции развития дополнительного образования в РФ, содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  • формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов [2].

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов, А. Г. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества / А. Г. Асмолов, М.С. Гусельцева // Образовательная политика, 2016. – № 2. – С. 56–58.
  2. Васильев, И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления / И. А. Васильев // Вопросы психологии, 2019. – №3. – С. 03–104.
  3. Коноваленко, С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С. В. Коноваленко. – Москва: Детство-Пресс, 2018. – 112 с.
  4. Концепция развития дополнительного образования. Распоряжение Правительства РФ от 04. 09. 2014 № 1726р [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год