Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Повышение качества образования: от традиционных методик к инновациям
Педагогика
Автор: Белоусова Ольга Владимировна Прошина Наталья Владимировна   
01.04.2024 20:50

Повышение качества образования: от традиционных методик к инновациямПовышение качества образования: от традиционных методик к инновациям

Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения качества образования средствами перехода от традиционных методик к инновациям. Отмечается, что важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выступает не только в роли наставника, но и в роли соучастника в образовательном процессе. Подход «не рядом, не над, а вместе» дает ребенку ощущение большей свободы и способствует развитию его творческой активности.

Ключевые слова: качество образования, традиционные методики, инновационные технологии.

Условия современности накладывают свои ограничения на традиционное обучение в детском саду, которое не всегда соответствует современным требованиям ФГОС. Однако использование инноваций в работе с детьми открывает новые горизонты перед воспитателем в передаче знаний.

Инновации– это новшества, которые позволяют вносить улучшения и уникальные идеи в образовательный процесс в детском саду. Целью инноваций в детском саду является повышение эффективности учебного процесса и достижение более качественных результатов.

 

В рамках инновационной деятельности педагоги детского сада ставят перед собой такие задачи, как: развитие индивидуальности каждого воспитанника, стимулирование инициативности, самостоятельности и творческого мышления, пробуждение любознательности и интереса к исследовательской деятельности, активизация различных видов активности детей, повышение интеллектуального уровня и развитие креативности и нестандартного мышления.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выступает не только в роли наставника, но и в роли соучастника в образовательном процессе. Подход «не рядом, не над, а вместе» дает ребенку ощущение большей свободы и способствует развитию его творческой активности. Также, знания не передаются готовыми, как раньше, а обретаются ребенком самостоятельно в процессе его исследовательской деятельности.

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; технологии «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения и др.

Использование компьютеров стало обычным явлением в современном мире. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) признает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях как одно из ключевых условий успешного образовательного процесса. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание малышей и помогает педагогам достигать образовательных целей. Новые информационные технологии позволяют создавать учебные программы, основанные на визуальном восприятии (презентации, анимация), звуковом восприятии (аудио- и видеоматериалы) и тактильном восприятии (интерактивная доска, клавиатура).

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, который работает в синхронизации с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от пассивного объяснения к активному взаимодействию – дети сами становятся активными участниками образовательного процесса, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя проведение разнообразных игр, просмотр иллюстраций и видеоматериалов, разбор проблемных ситуаций, совместное творчество и другие методы.

Занятия с интерактивной доской предусматривают несколько вариантов работы с детьми:

  1. Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимые задания, такие как нарисовать деталь или переместить предмет.
  2. Несколько детей могут одновременно работать с интерактивной доской, используя маркер, стилус или интерактивный инструмент "ластик".
  3. Один ребенок может находиться у доски, а другие дети предлагают возможные варианты его действий (применяется в старшем дошкольном возрасте).
  4. Один ребенок самостоятельно выполняет задания на доске.
  5. Дети, находящиеся за столами, могут давать задания ребенку, стоящему у доски (используется в старшем дошкольном возрасте).

Технология проблемного обучения и проектная деятельность для развития творческого мышления и самостоятельности у дошкольников Технология проблемного обучения основана на принципах постановки и решения проблемных задач, которые дети должны разрешить самостоятельно. Такой подход прививает творческое мышление и стимулирует интеллектуальное развитие. Отличительной чертой проблемного обучения является то, что детям не предоставляется готовая информация. Вместо этого они вовлекаются в активную познавательную деятельность, самостоятельно формулируя проблемы, выдвигая гипотезы и находя решения. Это способствует развитию целого ряда когнитивных навыков, в том числе: критического мышления, аналитические способности, синтез информации, оценка и принятие решений.

Проектная деятельность в дошкольном учреждении предусматривает организацию групповых проектов, в ходе которых дети совместно работают над достижением определенной цели. Этот метод развивает познавательные и исследовательские способности, формирует самостоятельность и творческий подход, учит решать сложные задачи, развивает навыки сотрудничества и коммуникации. В отличие от традиционных форм обучения, проектная деятельность позволяет детям инициировать собственные идеи, исследовать темы, которые их интересуют, применять полученные знания и навыки на практике

Практика дошкольного образования выделяет несколько основных видов проектной деятельности: исследовательская (проведение экспериментов и презентация результатов в форме рисунков, газет и прочее), игровая (принятие роли персонажей сказок или рассказов), информационная (сбор сведений по определенной тематике и представление в виде рисунков, выставок или коллажей), творческая (проекты без четкой структуры, создаваемые в ходе совместной работы детей и воспитателя). Результатами могут быть выставки, альбомы, газеты и т.д.

Одной из ключевых ролей педагога в процессе проблемного обучения и проектной деятельности является создание мотивации для участия детей. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника и его психологическую готовность. Кроме того, педагог должен: обеспечивать доступность и разнообразие материалов и ресурсов, создавать благоприятную и поддерживающую атмосферу, организовывать систематическую диагностику для оценки эффективности применяемых методов обучения Инновационная структура процесса

Инновационный процесс в сфере образования предполагает последовательную структуру: анализ и сбор данных, выбор и внедрение новаторских подходов, обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с разнообразными элементами, такими как кармашки, дверки, конверты и т.д. Он является результатом совместной работы педагога и детей и содержит материалы по конкретной тематике. Лэпбук: предоставляет детям возможность самостоятельного ознакомления с темой, развивает познавательный интерес и любознательность, стимулирует творческое мышление и воображение, улучшает память и закрепляет усвоенный материал.

Технология проблемного обучения и проектная деятельность являются инновационными и эффективными методами дошкольного образования. Они содействуют развитию творческого мышления, самостоятельности, познавательной активности и навыков коммуникации у детей. Ученые отмечают положительное влияние этих методов на общее развитие ребенка и его готовность к школе. Более того, подобные подходы формируют у дошкольников важные компетенции, которые пригодятся им во взрослой жизни. Однако, важно помнить, что внедрение проблемного обучения и проектной деятельности требует специальной подготовки педагогов и создания в дошкольном учреждении соответствующей образовательной среды.

Литература

  • Бочерова С. В. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования / С. В. *Бочарова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/10/11/vnedrenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy
  • Бескоровайная Н. В. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования / Н. В. *Бескоровайная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/05/27/vnedrenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год