Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Многофункциональная авторская дидактическая игра «Чудо — столик» ( «Билим тепси»)
Педагогика
Автор: Булатова Марина Владимировна   
12.04.2024 13:50

Многофункциональная авторская дидактическая игра «Чудо — столик» ( «Билим тепси»)Многофункциональная авторская дидактическая игра «Чудо — столик» ( «Билим тепси»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад КГО №8 «Солнышко»

Паспорт многофункциональной авторской дидактической игры по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Чудо столик» ( «Билимтепси»)

Авторы: Воспитатели МБДОУ КГО №8 «Солнышко»

Цель: формировать социально – активную личность через игру, закрепить в занятиях, режимных моментах и в игровой деятельности обучение детей карачаевскому языку.

Задачи:

  • формировать умения и навыков правильного составления предложения на карачаевском языке
  • расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем;
  • развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть
  • как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле; с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества
  • воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; интерес к изучению карачаевского языка.
  • познакомить детей с символами государства: герб, флаг, гимн
  • воспитание чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордость за мужество воинов
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, традициям, культуре.

Система работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников ведется по следующим блокам:

  • Мой детский сад
  • Игры и игрушки
  • Моя семья
  • Моя малая родина
  • Страна, ее столица, символика
  • Будем Родине служить
  • Культура и традиции

Актуальность

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, многофункциональная дидактическая иградает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование многофункциональной дидактической игрыобеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

Обучение детей карачаевскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение родным языком как средством общения -веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчеркивается и в исследованиях Л. С. Выготского, А. М. Шахнарович, А. А. Леонтьева, А. Ш. Асадуллина, Ф. Ф. Харисова, Ч. М. Харисовой и др., которые подчеркивают, что именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью к овладению и прочностью запоминания языковой информации.

Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей двум государственным языкам, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности. А так как учебно-методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей карачаевскому языку, ведь именно через дидактическую игру идёт организованное обучение, и самостоятельное закрепление пройденного материала.

Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают память, внимание, воображение, речь, мелкую моторику; воспитывают усидчивость.

*

Предметы, входящие в комплект:

  1. Столик, кубик с символами.
  2. Дидактическая игра «Моя семья» / «Мениюйдегим».
  3. Дидактическая игра «Символы России и КЧР»
  4. Дидактическая игра «Собери картинку» / «Суратныджый»
  5. Дидактическая игра «Герои — земляки» / «Джуртубузнуджигитлери»
  6. Набор развивающей игры «Дорожный этикет» / «Джолджорукъла»
  7. Дидактическая игра «Кому что нужно» / «Кимге не керекти?»
  8. Дидактическая игра «Найди и назови» / «Табда -айт»
  9. Дидактическая игра «Домино» / «Къарачайорнаментле»
  10. Дидактическая игра «Путешествие по КЧР и Карачаевску» / «Джерибиздеайлануу»
  11. Дидактическая игра "Угости гостя" (Конакьнысыйла)
  12. Дидактическая игра на счет «Солнышко волшебных слов» / «Джарыкъкюнчюк»
  13. Дидактическая игра “ Добрые дела” (“Иги этимле”)

Материал: стол, кубик, танки из губки, ящик с капсулами, солнышко из фетра, сюжетные картинки и карточки, деревянные силуэты, машинки, фишки.

Как использовать в работе с детьми:

Использовать в игровой, познавательной деятельности, для изучения детьми карачаевского языка

Водящий бросает кубик, передвигает своего героя на клетку, открывает ящик и выполняет задание. Если кубик упал на «патриотическую» клетку, то, соответственно, выполняется задание патриотического содержания, на «нравственную» — нравственного

Во время работы с детьми следить, чтобы дети правильно проговаривали названия предметов на карачаевском языке.

Правила игры:

Перед детьми стол……

1. “Моя семья”-“Мениюйдегим”

Цель: научить детей узнавать и правильно называть членов семьи, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику пальцев, воспитывать усидчивость.

Описание: Дети 3-х лет называют всех членов семьи.

2 вариант игры “Назови, кто это? ”- “Букимди? ”

Воспитатель берет силуэт и задает вопрос: “Это кто? ” (“Букимди? ”). Дети отвечают: “Это мама” (“Буанамды”) и т.д.

3 вариант игры “Кого нет? ”-“Кимджокьду? ”

На столе разложены силуэты. Воспитатель вместе с детьми рассматривают их, затем воспитатель просит детей закрыть глаза. Убирает со стола одну или несколько картинок. На вопрос “Кого нет? ” (“Ким джокъду? ”) дети должны отвечать, например, анняджокъду.

4 вариант «Пригласи в дом»«Ким келдиюйге», «Эни. килкелдиа» — ребенок отвечает «Анамкелдиюйге»

5вариант «Угости хычином»«Анам, махычинаша», «Атам, махычинашаи. т. д

2. Дидактическая игра на счет «Символы России и КЧР»

Игра развивает внимание, мелкую моторику, координацию движений, знакомит детей с неофициальными символам нашей Родины и КЧР, формирует представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России и КЧР

3. Дидактическая игра — «Собери картинку» (Суратныджый)

Цель: пополнять и расширять словарный запас, закреплять речевой материал в игровой форме, развивать мышление, воспитывать и поддерживать у воспитанников живой интерес к языку. Лексический минимум: …

Содержание игры: Перед детьми на столе воспитатель кладет разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку. Далее задание усложняется. Ребенок, который первый справился с полученным заданием становится победителем

4. Дидактическая игра «Волшебный цветок»

1 вариант «Как я дома помогаю?» «Анамаболушама»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети поочереднорассматривают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (гоккалагъасуукъуяма, полнусибиреме, гитчеэгечимекъарайма, саутджуама, и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

2 вариант «Кто я в семье?» / «Мен сеннгекиме?

Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, сестра (джаш, къыз, туудукъ, къарнаш, эгеч).)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются к серединке.

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т

5. Дидактическая игра: «Узнай наш флаг» / «Байрагьыбызнытаб»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге), научить узнавать флаг России и КЧР.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ и КЧР, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ и КЧР. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

6. Дидактическая игра– «Собери урожай»

Цель: обобщить знания по теме «Овощи», «Фрукты», «Лекарственные растения»; закреплять умение детей общаться на карачаевском языке в диалоге; развивать и стимулировать внимание, логическое мышление; учить отвечать на вопросы «Неди?», «Ненча?»

«Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры Дети делятся на две команды. У одной команды картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, липа, одуванчик, мята, лопух, облепиха. У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом. По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

- Подорожник прикладывают к ранке.

- Из крапивы варят витаминные щи.

- Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

- Из одуванчика делают полезный салат.

- Из мяты заваривают ароматный снотворный чай. -

Содержание игры: Воспитатель предлагает детям собрать урожай, соотнеся овощи, фрукты, растения по счету предложенных корзин.

Варианты игр:

  1. «Помоги собрать урожай»
  2. «Скажи, какой?» ( «Къалай»
  3. «Скажи, сколько?» ( «Ненча»)
  4. «Магазин» ( «Тюкен» и др.
  5. Дидактическая игра «Домино» / «Къарачай узор»

Цель игры:

Учить детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов карачаевского орнамента, обогатить словарь детей, названиями карачаевского национального орнамента;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к искусству татарского народа.

Правила игры:

Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются деревянные дощечки. Эта дощечки разделены на две части, набор домино включает 28 пластинок.

Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.

8. Дидактичекая игра «Назови и покажи предметы национальной одежды» / «Таб да айт»

(окъаберк, чепкен, кямари. т. д)

Цель:

  • познакомить с карачаевской национальной одеждой и обувью;
  • обогатить словарь детей, названиями карачаевского национального орнамента;
  • воспитывать интерес к истории карачаевского народа и его традициям;
  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;
  • работать над усидчивостью;

Правила игры:

1 вариант. Игрокупредлагаю найти и назвать предметы национальной одежды карачаевцев.

9. Альбом на липучках «Русский и карачаевский быт». Эта дидактическая игра поможет детям наглядно познакомить и изучить предметы русского быта — самовар, русскую печь, чугунок, прялку, колыбель, ведро, кувшин, балалайку, лапти, блины, баранки, пироги, национальную одежду (карачаевского быта – бешик, табакъ, чолпу и т.д.)

10. Дидактическая игра "Угости гостя"/"Конакны, сыйла"

Цели:

  1. Способствовать активизации в речи детей слов на карачаевском языке по теме «Юйхантла» (хычын, джерме, сохта, къакъэт и т.д)
  2. Учить ребенка составлять диалог “Буадамныне бласыйлайкъ»
  3. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев, внимание, память и логическое мышление;
  4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, к разным языкам вызывать радостные эмоции

Содержание игры:

Дети садятся за столом. Педагог строит диалог.

-Букимди?

-Анам

-Не ашайды?

-Сота

-Букимди?

-Къартатам

-Не ашаргъасюйеди?

-Сохта.

Далее ребенок угощает, прижимая прищепку.

-Аш тат болсун

11. Дидактическая игра «Какие традиции ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о карачаевских традициях, закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

12. Дидактическая игра «Путешествие по городам КЧР и Карачаевску» Шахардаайланыу»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

13. Дидактическая игра «Служу России»

Цель: учить подбирать воинские атрибуты к виду войск (например: танктанкисту). Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Ход игры: Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военный атрибут.

Есть и второй способ игры. Начинается как обычные шашки. На поле боя встретились два танкиста. Один нанес поражение другому. Проигравший «танкист» подходит к ящику с боеприпасами, достает капсулу с таким же номером, как на его танке и выполняет задание патриотического или нравственного содержания

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год