Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через развитие эмоционального интеллекта
Педагогика
Автор: Ганжа Мария Александровна   
04.05.2024 11:31

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через развитие эмоционального интеллектаФормирование функциональной грамотности старших дошкольников через развитие эмоционального интеллекта

Ганжа Мария Александровна, старший воспитатель

Эмоциональный интеллект играет важную роль в формировании функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста. Понимание и управление своими эмоциями помогают детям лучше адаптироваться к новым ситуациям, развивать социальные навыки и улучшать коммуникацию с окружающими. Таким образом, умение чувствовать и понимать себя и других способствует успешному обучению и полноценному развитию детей.

В рамках национального стандарта дошкольного образования одной из ключевых областей педагогической работы является развитие социокультурной сферы у детей. Это охватывает важность освоения ценностей и норм поведения в обществе, развитие эмоционального интеллекта, навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, а также развитие умения контролировать свои эмоции и эмоциональную сферу.

 

Одним из основных элементов эмоционального интеллекта у старших дошкольников является способность распознавать и выражать различные эмоции, управлять своими чувствами в различных ситуациях, следовать социальным нормам, радоваться успехам и сопереживать неудачам. В этом возрасте дети активно демонстрируют как простые эмоции, такие как радость и грусть, так и более сложные состояния, например, восхищение или интерес. Они также учатся эффективно управлять своими эмоциями, конструктивно реагировать на отрицательные проявления и успешно разрешать конфликты. Развитие эмоционального интеллекта способствует формированию позитивного отношения к себе и мотивации к обучению, а также учению социально-приемлемым способам выражения эмоций и поведения в сложных ситуациях, что делает его ключевым аспектом образовательной работы в дошкольном возрасте.

Меняется мир, меняется человек, меняются потребности в образовании. Современному человеку необходимы актуальные навыки для эффективной организации своей жизни, интересного и комфортного существования. Педагоги должны развивать у молодого поколения способности решать сложные задачи, применять критическое мышление, творческий подход, работу в команде и управление людьми, умение распознавать свои и чужие эмоции, анализировать и принимать решения, вести переговоры и многозадачную деятельность. Этинавыкипомогутдостичьуспеха и гармоничногоразвития.

Какие навыки обязательно стоит развивать с самого детства? Это умение общаться, работать в команде (или сотрудничать), критическое мышление и креативность. Особенно важно с детства развивать эти основные навыки для формирования эмоциональной сферы у детей.

Работа педагогов по развитию эмоций, эмоциональных состояний и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста занимает важное место. Множество авторов задались целью исследования эмоций как центральной психической функции в этом возрасте. Эмоции играют важную роль в отношениях с окружающим миром, поэтому управление ими и осознание становится ключевым навыком.

Формирование эмоционального интеллекта у детей происходит через групповые психотехнические игры, ролевые игры и драмматизацию. Эти методы способствуют созданию специальной эмоциональной атмосферы, которая благотворно влияет на психику ребенка, помогая ему воспринимать и разделять чувства других людей.

План работы включает в себя изучение невербальных способов выражения эмоций, понимание различных форм поведения в эмоционально значимых ситуациях и оценку собственного поведения на основе полученных знаний и навыков. Дети знакомятся с понятием эмоциональной обстановки, учатся воспринимать и ассоциировать эмоции собственного опыта.

Для улучшения эмоционального благополучия детей рекомендуется проведение психогимнастики, которая направлена на развитие психики ребенка. Эти упражнения особенно полезны для детей с избыточной активностью или замкнутостью, а также могут использоваться как профилактика для здоровых детей в дни с трудными уроками.

Цель сеансов по психогимнастике — научить детей управлять своей эмоциональной сферой, понимать и выражать эмоции, а также анализировать их. Для достижения этой цели предусмотрены задачи: наблюдение за чужими проявлениями эмоций, воспроизведение чужих эмоций, анализ своих мышечных ощущений, повторение упражнений по эмоциональной гимнастике и контроль ощущений.

Содержание совместной деятельности по психогимнастике опирается на материал образовательной программы, предлагая разнообразные упражнения и игры для развития эмоций и чувств детей. Встречи по психогимнастике могут быть посвящены различным видам детской деятельности или интегрировать несколько видов деятельности.

Структура организации работы с детьми предполагает несколько моментов, способствующих эмоциональному и чувственному развитию:

- Вовлечение детей в общение и использование художественного слова, загадок, ярких игрушек и сюрпризов для вдохновения на предстоящую деятельность.

- Активное выполнение заданий через гимнастику или утреннюю зарядку для развития спортивных упражнений и достижения результатов.

- Учеба эмоционального общения с целью тренировки навыков общения между детьми.

- Контроль над поведением для обучения самоконтролю и методов разрешения конфликтов.

- Завершающий этап для закрепления материала, стабилизации психической и физической активности детей, а также улучшения настроения с помощью пения, обниманий и хороводов. Не рекомендуется использовать атрибутику, отвлекающую от основных целей деятельности.

Знакомство с основными эмоциями необходимо осуществлять как в процессе обучения и воспитания, так и на встречах, где дети переживают эмоции, обсуждают свои чувства, делятся опытом с другими детьми и знакомятся с различными видами искусства. Это помогает детям расширить круг своих эмоций, лучше понять себя и окружающих, проявлять больше эмпатии к взрослым и сверстникам. Через игры-драматизации, физические упражнения, психогимнастику, выразительные движения и другие методики дети развивают свою эмоциональную сферу, что способствует развитию их эмоционального интеллекта.

Особое внимание стоит уделять интеграции семьи, поскольку это оказывает положительное влияние не только на ребенка, но и на общение родителей с детьми. Поэтому важно вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и работать над аспектами, связанными с эмоциональными проблемами у дошкольников, чтобы сформировать эмоциональную основу для развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Гиниятуллина Э.Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника // Universum: психология и образование. 2019. № 2 (56). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika
  2. Филиппова О. Г., Терещенко М.Н., Батенова Ю.В., Прохорова А.А. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 4 (37). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  3. Филиппова О.Г., Батенова Ю.В., Прохорова А.А. «Теоретико-практические аспекты развития эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т.10. № 1 (34). С. 269-273
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год