Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Оптимизация эмоционального состояния личности школьника посредством рисования»
Психология
Автор: Никитина Татьяна Ивановна   
24.02.2022 22:15

«Оптимизация эмоционального состояния личности школьника посредством рисования»«Оптимизация эмоционального состояния личности школьника посредством рисования»

ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Автор: Никитина Татьяна Ивановна

Процесс рисования вызывает у детей и взрослого положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результат своей деятельности.

В процессе своей работы и наблюдений за детьми я заметила, что несформированные изобразительные умения и навыки не дают детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира, затрудняют развитие познания и эстетического восприятия, как следствие, влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Частые неудачи в изодеятельности, неумелое руководство воспитателя понижают самооценку ребенка, мешают ему самоутвердиться, приводят к тому, что ребенка не интересует конечный результат в рисовании и, как следствие, в других видах деятельности.

Современные требования к дошкольному образованию ставят перед воспитателем задачи обеспечения эмоционального благополучия, развития у ребенка положительного самоощущения, развития инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому выражению.

 

В школьном возрасте значительно расширяется опыт ребенка, он приобретает много новых знаний, учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по определенным признакам, овладевают навыками рисования по памяти и воображению. Процесс рисования вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результаты своей деятельности.

В процессе проделываемой работы у детей появляется возможность творчески решать изобразительные задачи, точно воплощать свой замысел, т.к. в своем арсенале они имеют множество разнообразных навыков, умение работать с различными изобразительными материалами, овладевают разными способами рисования.

Многообразие изобразительных умений и навыков рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции, развивает фантазию и воображение.

Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка школьного возраста, т.к. частично удовлетворяет его потребность в деятельности вообще, и в продуктивной деятельности, в частности; в способности отражения полученных впечатлений от окружающей жизни.

Значимая потребность для школьника — познавательная потребность. Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания, следовательно, занимаясь изодеятельностью, ребенок познает окружающую действительность в разных ее проявлениях.

Цели и задачи:

1) Способствовать развитию у детей:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • внимания и усидчивости
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

2) Формировать навыки контроля и самоконтроля.

3) Формировать представления об окружающем мире.

4) Включить в содержание образования опыт творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию
  • способность к альтернативным решениям
  • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми

5) Учить создавать изображения, осмысливая качества изображаемого объекта, запоминая характерные особенности и детали разных предметов и, связанные сними действия, придумывая средства передачи образов в изодеятельности.

6) Создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества.

Средства решения поставленных задач:

Виды применяемых нетрадиционных техник:

  • рисование пальчиками и ладошками
  • монотипия
  • отпечатки листьев
  • рисование по мокрой бумаге
  • рисование по мятой бумаге ( «состаривание изображения»)
  • оттиск по трафарету
  • рисование сухой щетинной кистью (по Чарушину)
  • рисование картонными полосками разной ширины
  • восковые мелки + акварель
  • тонирование: вливание цвета в цвет (стекание краски вниз), «цветные кляксы» (растекание по сырой поверхности)

Описание целевой аудитории мероприятия:

Групповое занятие с детьми 10-12 лет. Количество детей 6 человек.

Условие проведения мероприятия:

Групповая комната.

Материалы и оборудование: альбомная бумага А4, гуашь, щетинная кисть №10-12, зимние иллюстрации.

Целевые установки мероприятия:

Цель:

  • Познакомить детей с техникой рисования сухой щетинной кистью.

Задачи:

  • Дать почувствовать многоцветное изображение предметов.
  • Формировать положительное эмоциональное отношение к процессу рисования.
  • Способствовать развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

Приемы:

При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисть жесткой, желательно толстой (№ 10-12). При подготовке к занятиям ворс кисти нужно сделать короче (обрезать).

При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается, и получается большая пушистая точка.

Для рисования сложных объектов можно использовать легкий контур, сделанный простым карандашом (в начале обучения контур наносится взрослым). Важное правило воспитателя «не заезжать за контур» в этом способе не работает: нужно последовательно пройтись по контуру для достижения большей «пушистости».

Для создания визуально объемных фигур можно использовать несколько слоев гуаши, переходя от светлого к более темному оттенку.

Планируемые результаты:

  • Умение рисовать сухой щетинной кистью.
  • Эмоционально-положительное отношение детей к изодеятельности.
  • Понимание успешности своей работы.
  • Развитие фантазии, воображения.

Кроме традиционных способов рисования, существуют ещё и нетрадиционные методы. Именно они не просто ещё больше развивают ребенка как личность, но и повышают самооценку. Ведь не все дети умеют справляться с акварелью, тушью, гуашью, карандашами, пастелью. Не всем удается красиво передать свою мысль на бумаге, холсте, батике. А вот нестандартные техники рисования позволяют сделать так, что любое произведение ребенка будет шедевром. Поэтому каждый ребенок будет радоваться тому, что у него всё получилось. Это вселит в него уверенность в себе, замотивирует на дальнейшее творчество и раскрепостит.

Список литературы:

  1. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  2. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа». — М.: изд. Центр Владос, 2008г.
  3. К.К. Утробина «Увлекательное рисование». — М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год